"Я
- нормальный, хорошо узнаваемый
артист"
24
июня, 2005 г.
Андрей Смоляков Ч звезда кино и сериалов. Мало кому из
петербуржцев довелось видеть Андрея Игоревича на сцене. В
этом театральном сезоне повезло: на гастроли в наш город
приезжал прославленный МХТ, и в числе семнадцати спектаклей
был лВишневый сад╗ Ч со Смоляковым в роли Лопахина.
Мы беседовали со Смоляковым в гримуборной БДТ перед
спектаклем. Народный артист России Смоляков лв жизни╗ на
Смолякова лв телевизоре╗ совершенно не похож. Он не выглядит
ни зловещим, ни роковым, ни лглянцевым╗
красавцем-интеллектуалом, он не похож на хладнокровного и
беспощадного убийцу. Напротив: спокоен, сдержан и
предупредителен, а с лица не сходит вежливая улыбка. Это
добрый человек. К нему не страшно повернуться спиной, у него
не зазорно попросить помощи, он и сам готов поддержать и
помочь.
Год назад Андрей Смоляков вместе со своими друзьями Ч
актерами Алексеем Серебряковым и Ириной Апексимовой Ч создал
Фонд поддержки и развития социальных и творческих проектов
под названием лВремя жизни╗. В помощи сегодня нуждаются
очень многие: ветераны сцены, люди творческих профессий,
дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды и люди с
ограниченными физическими возможностями, дети с
особенностями развития, бездомные животныеЕ Только говорить
об этом Смоляков не хочет. Что-то не ладится, кто-то из
бизнесменов и чиновников нехорошо себя повел, актеры
расстроены, но никого не хотели бы обидеть. Тема
благотворительности пока закрыта.
И мы говорим о профессии.
- Как Вам игралось на сцене БДТ?
- Знаете, есть так называемые намоленные иконы Ч и есть
намоленность театра. Конечно, в БДТ играть приятно. Я уже
хорошо знаю и этот театр, и эту сцену, на которую выходили
великие артисты! И Петербург Ч тоже место особое.
- Чем для Вас интересен спектакль лВишневый сад╗?
- Он для меня всем очень интересен! С Адольфом Яковлевичем
Шапиро я уже не первый спектакль делаю. Я люблю его как
режиссера. Помимо того, что он человек одаренный, он еще
очень хорошо знает эту профессию, что встречается редко.
Потом Ч пьеса сама. Замечательная пьеса Антон Палыча. Ну,
что про нее говорить? Это же лВишневый сад╗!.. И еще
прекрасные партнеры. Это удивительное создание Рената
Литвинова, играющая Раневскую. Замечательный артист Сергей
Дрейден, играющий Гаева. Я Сережу обожаю! Я еще когда в кино
его увидел, сразу полюбил. Потом мы с ним четыре года играли
пьесу лОтец╗ Ч он партнер чудный. Так что спектакль лВишневый
сад╗ может нравиться зрителям или не нравиться, может
вызывать споры, но я люблю его играть. Есть даже люди, у
которых он вызывает активное отторжение. Это их право:
сколько людей, столько и мнений.
- Вам больше нравится играть на сцене, или Вы предпочитаете
интересные роли в кино и сериалах?
- Я к себе и своим ролям трезво отношусь. Себя я не люблю. А
работать мне нравится везде, это безумно интересно. Да и
профессия у меня очень классная. Понимаете, сцена и
съемочная площадка дают артисту возможность немного разных
проявлений. Скажем, в театре нет понятия крупного плана, а в
кино есть. Вопрос в другом: адекватны ли мои работы в театре
моим работам в кино.
- В смысле, как Вы их оцениваете?
- Нет, я имею в виду взгляд со стороны на мои роли. В театре
за последние годы я сыграл Актера в лНа дне╗, Брюскона в лЛицедее╗,
Хлудова в лБеге╗Е А в кино ролей такого масштаба я не играл.
Пока не играл: все еще впереди. А что касается кино и
телевидения, тут у меня есть преимущество Ч я могу выбирать.
Меня рука голода не душит, и я не обязан соглашаться на все
подряд. Либо мне интересен сценарий, либо режиссер, и
замечательно, когда интересно все вместе. Сериалы бывают
разные по качеству, поскольку предназначены для разной
аудитории. А дальше Ч право артиста играть или не играть в
конкретном сериале. Вот у меня есть театр, и я в нем работаю.
- А свою аудиторию вы представляете?
- Нет. Но если говорить о последних сериалах (лПотерявшие
солнце╗ режиссера В. Сорокина и лОхотники за иконами╗
режиссера С. Попова), их сюжетная канва может увлечь любого.
Одна история Ч о следователе и убийце-интеллектуале, другая
Ч о забытой богом деревне, где люди до сих пор живут
натуральным хозяйством. Замечательный визуальный ряд,
увлекательные истории, талантливые режиссерыЕ Или картина лПобег╗,
в которую меня пригласил Егор Кончаловский Ч тоже очень
качественное кино.
- Как Вы погружаетесь в материал, чтобы подготовиться к роли?
Приходится ли что-то специально узнавать, много читать,
например?
- Я так скажу: это зависит от материала. А вообще Ч да,
конечно. Ведь научиться халтурить легко, а вот вернуться
потом к серьезной работе будет сложнее.
- И что Вы делаете Ч идете в библиотеку?
- Нет, у меня дома неплохая библиотека. И потом, есть такая
замечательная штука Ч Всемирная Паутина, Интернет. Мой сын с
ним дружит и мне помогает, если нужно. А самому мне уже
поздно в этом разбираться, старый я для этого. Но я не ропщу
на жизнь.
- Наверное, нелегко совмещать театр и съемки?
- В этом смысле я не всеяден. Например, я не работаю в
антрепризах.
- Принципиально?
- Нет, просто пока не предложили материал, который бы меня лзаразил╗.
И потом, я не позволяю себе больше двух картин в год, чтобы,
во-первых, не подводить людей, что само по себе плохо, да и
разрываться тоже ни к чему.
- А Константин Хабенский, кажется, в пяти или шести картинах
снялся в прошлом годуЕ
- Он еще молодой. И потом, он снимался у Димы Месхиева, у
Паши Лунгина, а когда такие люди тебя зовут, невозможно
отказаться. Вот у меня была похожая ситуация: я снимался в лОхотниках
за иконами╗ и одновременно репетировал лВишневый сад╗. Мне
было так интересно и то, и другое, что съемочная группа
сериала Ч по особой договоренности с продюсерами, конечно Ч
весь май месяц ничего не снимала без меня, ждала, когда мы в
МХТ выпустим спектакль. А иной раз я был вынужден сниматься
по ночам, а потом утром ехать 100 км на машине, чтобы днем
репетировать: иначе все не успеть.
- Ужас какой.
- Да нет, это нормально.
- Откройте секрет: как можно запомнить такое количество
разного текста? Дело только в актерской технике?
- Лично у меня это от природы: с детства хорошая память. Как
и у моих родителей. Если в школе меня вызывали к доске, а я
перед уроком успевал спросить, какое стихотворение нам
задавали, и пробежать его глазами, то я всегда отвечал. Так
что на память не жалуюсь, пусть дальше так и будет.
- Ходите ли Вы по нашему городу, когда приезжаете на
гастроли?
- Да, вот сегодня как раз гулял.
- Узнают ли Вас на улицах?
- Ну, это уже давноЕ Подходят, берут автографы, говорят лспасибо╗.
- Это приятно?
- Конечно, приятно.
- Не устаете от популярности?
- Нет. Люди не назойливы. Сегодня они по-хорошему спокойны и
кратки.
- Кратки, кроткиЕ Но не опасны?
- Все зависит от того, как ты себя с ними ведешь. А что за
тяжесть, если гуляешь по улице, к тебе подходит человек и
говорит: лОгромное спасибо! Мне так понравилось, как вы
сыграли в фильме!╗ И идет себе дальше. Что в этом такого?
- Ну, некоторые жалуются, что иной раз поесть спокойно не
даютЕ
- Это другой разговор. Это Ч да. Поэтому я в рестораны не
хожу.
- Но это же неудобно! Хочешь пойти в ресторан Ч и не можешь!
- Ну, если забудешь лоб опасности╗, то пойдешь. Или находишь
такое место, где тебя не тронут.
- Или делаешь такое лицо, что не подойдут?
- Или просишь официанта найти такое место, где на тебя не
обратят внимания, и сидишь себе где-нибудь в уголке. Это
жизнь Ч и атрибут профессии.
- То есть Вы знали, на что идете?
- Скорее, я УЗНАЛ.
- Я почему спрашиваю: бывает, актеры в ужасе. Популярность Ч
популярностью, но не до такой же степени, чтобы это мешало
спокойно жить.
- Отвечу скромно: я нормальный, хорошо узнаваемый артист. И
слава богу.
Мария
Кингисепп
Фото автора
|