Цинковый Артурчик
9
- 15 апреля 2001 г.
По манере он чем-то напоминает Андрея Миронова и... Микки
Рурка. С другой стороны, Дима Шевченко Ч персонаж
ультрасовременный и колоритный. Да что говорить! Все, кто
видел лДень рождения Буржуя╗ по умолчанию были покорены его
Артурчиком. Не знаю, прошел ли после того в кинематографе
спрос на сутенерскую профессию, но самого Шевченко уже
успели растащить на цитаты. лЯ уеду! Честное слово!╗ Ч
говорил он чаще всего.
Ч Дима, вопрос о вашей фамилии напрашивается сам собой.
Ч Я одессит, до 1986 года жил в Украине. Окончил Одесский
политех по специальности лэкономика и организация
машиностроения╗. А через две недели поступил в театральный
институт в Питере. У меня были все перспективы в Академии
наук, но пять лет политеха были посвящены театру. Мы
готовили первые одесские юморины. Это было время лВеселых
ребят╗ с Кнышевым, возрождение первых КВНов. Я не
предполагал иного пути.
Ч Это был посыл семьи: сначала получи профессию, а потом
делай что хочешь?
Ч В семье все экономисты. Вот я и поступил, а потом всерьез
занялся театром. С первого захода попал в ЛГИТМиК. Были
проблемы: пришлось ездить в Киев, в Академию наук Украины,
открепляться. До экзамена по истории за три дня получить
справку от Министерства высшего образования Украины о том,
что во мне не нуждаются. Я лечу из Питера в Одессу, оттуда
ночным поездом в Киев, утром попадаю в Министерство, часов
шесть жду приема у министра, и на приеме за 10 минут я его лукатываю╗.
Ч И как же вы его лукатали╗?
Ч Я задал ему вопрос: кто вам нужен, калека-урод экономист
или полноценный актер? Я был готов учиться без стипендии.
Эти наивные и глупые слова, наверное, произвели на него
впечатление, и он тут же позвонил секретарше. Я вернулся в
ЛГИТМиК, сдал историю и был зачислен.
Ч А откуда такое неукротимое желание?
Ч Моя матушка была ненсостоявшейся актрисой, она с детства
занималась балетом. Но из-за зрения вынуждена была уйти. В
то время не вынпускали контактные линзы, а балерина в очках
Ч это по меньшей мере странно. А я с самого детства
постоянно бывал в театре. Внутренне я понимал, что моя жизнь
так или иначе будет с этим связана. В политехе мы
организовали свою студию, совместное шоу с лМасками╗. Наша
группа называлась лУдачная компания╗, мы работали в жанре
речевой эстрады. лКогда я окончил политех, даже не забрав
дипломы из деканата, мы поехали в ЛГИТМиК с Юрой Стыцковским
и Лешей Агопьяном (лКаламбур╗), тоже выходцами политеха.
Я окончил ЛГИТМиК в 90-м. Год занимался неформальным театром,
потом работал с китайскими актерами из Шанхая. Мы делали
сказку Андерсена лСоловей╗ в жанре пекинской оперы. Проект
закрылся из-за недостатка финансов. Позже, в антрепризе лДраматические
актеры Санкт-Петербурга╗, я сыграл два спектакля. В одном из
них меня заметил режиссер из питерской Александринки. И в
начале 1992 года я был приглашен на роль в Александринский
театр, где и прослужил до 1997 года.
Ч Вы открыли для себя что-то новое в театральном институте?
Ч Профессия актера Ч это умение играть разное. Для этого
нужен профессионализм. Вот я сыграл в лБуржуе╗, весной был
показ, и в течение лета мне поступило около 5Ч7 предложений
играть разные роли, но практически в каждом разговоре
возникала фраза: лНу, вот как ты там, в лБуржуе╗. На что
вынужден отвечать: то, что я сыграл в лБуржуе╗ я играю
только в лБуржуе╗.
Ч У вашего героя был самый высокий рейтинг. Зрители убеждены,
что вы и в жизни такой...
Сейчас я снялся, может быть, не в самом удачном фильме Ч лОсобый
случай╗. Там я играю ленивого, потрепанного жизнью оператора,
который посылает на фиг продюсера телеканала. Так вот,
характер моего героя вообще не напоминает Артурчика. Фишка
профессии в том, чтобы каждый раз люди говорили Ч блин!..
Это то, что делают великие актеры Ч Де Ниро или Дастин
Хоффман. Почему мужчины так любят играть женщин? Потому что
от себя далеко уходишь. Я вовсе не Артур. И я достаточно
стеснительный человек, но на съемках появляется ощущение,
что мне все позволено. Я очень плохо вожу машину, но в пяти
фильмах снимался за рулем. В польском фильме я вел джип по
Турции.
Ч И ни разу ни во что не врезались?
Ч Нет. Это ведь уже был не совсем я.
Ч лБуржуй╗ сильно отразился на вашей карьере? Вас узнают?
Ч В Киеве в гораздо больншей степени, чем в Москве. Так
получилось, что я сериал не видел. Снимался в Польше, на
этот раз в американском фильме, и в период трансляции был в
Познани. Когда летел обратно, в самолете меня уже узнали. А
потом началось...
В августе, когда я приехал в Киев на переговоры с Толей
Матешко, и мы ездили по каким-то клубам-кафе, нас буквально
раздергивали. Правда, на режиссера не обращали внимания: а
это мужик какой-то с Артурчиком. И каждый раз меня это жутко
раздражало, я понимал,что это незаслуженно. Ведь именно Толя,
у которого никто не просит автографа, тот самый режиссер,
который провоцирует на творчество.
Ч То есть новость о съемках лБуржуя-2╗ приятно вас поразила?
Ч Съемочная группа лБуржуя╗ Ч почти что семья. Ведь прошло
два года, а состав тот же. У меня есть с чем сравнивать. Я
играл в лМарше Турецкого╗, в лДиректории смерти╗, в лСыщиках╗.
Сейчас начну сниматься у Елены Цыплаковой в лСемейных тайнах╗.
Она на 24 серии замахнулась. Но группа лБуржуя╗ Ч
потрясающая по психологическому климату. Ощущение, что
работали не за деньги.
Ч Стало быть, ваш поезд движется в верном направлении?
Ч В рекламе виски лДжонни Уокер╗ есть высказывание: я
двигаюсь медленно, но я никогда не возвращаюсь назад. Я
снялся у Константина Лопушанского в фильме лКонец века╗. Это
режиссер, который снял лПисьма мертвого человека╗ с Быковым.
Снимался с Сашей Балуевым и Романом Виктюком. Я был
врачом-психиатром, а Виктюк Ч директором психиатрической
клиники.
Ч Ну вот, у Горянского уже появился конкурент?
Ч Нет, там совершенно нехарактерная роль. Это абсолютно
холодный, неэмоциональный, ровный, формально внимательный
немец. Летом я снимался в фильме лЩит Минервы╗. Там у меня
главная роль. С режиссером я познакомился во время работы
над сериалом лДиректория смерти╗, который снимали пять
режиссеров, каждый по три серии. Он был одним из них и
набрал команду из тех же актеров. И все мы снялись бесплатно.
Ч О, так вы альтруист?
Ч Это режиссер, которонго мы знаем. И партнеры экстра-класса.
Со мной работали Галя Тюнина, Ира Гринева, Юра Степанов,
Катя Гусева, которая играла в лЗмеином источнике╗ главную
роль. Мы снимали на цифровую камеру Ч такую же, которой Ларс
фон Триер снимал лТанцующую в темноте╗. Обидно, что такие
проекты делаются практически подпольно. Хотя, безусловно,
сейчас нужно заниматься массовым кинематографом Ч это то,
что мы пока еще не умеем делать. лБуржуй╗ Ч как раз
положительный пример, хотя мы еще не достигли пика. Надеюсь,
во втором фильме все будет намного мощнее.
Ч Дима, позволю сделать вам комплимент Ч вы невероятно
эрудированны...
Ч Просто я очень люблю кино и мало общаюсь с актенрами.
Конечно, это беда Ч я плохо знаю конъюнктуру рынка. Когда ты
в тусовке, то знаешь, где что снимается, с кем стоит
переговорить, где нужно появиться. А я отдаю свою биографию
на откуп агенту. Меня часто спрашивают: откуда ты это знаешь?
Видимо, это такое свойство памяти. Но я знаю, что в
профессии пригодится все Ч любой мусор. В кино я хорошо
разбираюсь на уровне дилетанта. В Питере мне многие
рассказывали о продюсере канала л1+1╗ Александре Роднянском,
что он очень известен как документалист. И как-то мы с
Роднянским в перерыве съемок присели на разговоры о кино.
Степень его познаний в кинематографе разных стран Ч это
что-то! Ну да, из немецкого кино я пересмотрел Фасбиндера и
знаю Херцога... Но у него Ч эрудиция, которая восхищает!
Остается молчать и слуншать, открыв рот. С такими людьми
общаться Ч истинное наслаждение.
Теленеделя №15
Ольга
Клингенберг
|