ПРЕССА: АНДРЕЙ ПАНИН
 

"Они думают, здесь все сидят, бамбук курят, бесплатно сыграть - за счастье почтут"

- Объясни, как это совмещается - твоя лень и твои же сорок ролей за пятилетку?

- Ну, есть же накатанные вещи. В исполнительском деле я уже некоторым образом поднаторел. Умений поднабрался, свой набор клише имеется.

- Ты согласен с циничной мыслью, что плохой актер отличается от хорошего только одним: у плохого в распоряжении три штампа, у хорошего - тридцать три?

-Знаешь, в свое время Грибов сказал, что в кино мы приносим с собой только то, что наработали в театре. За двадцать с лишним лет службы в театре я обзавелся достаточным количеством этих самых штампов. Могу из них собирать лего под названием... ха-ха... образ.

-Не было бы у тебя этих подкожных театральных запасов - сложнее было бы?

-Безусловно. Сегодня в кино ни на что времени нет. На репетиции в том числе. В идеале было бы подробно репетировать. Но это не с нашими деньгами, не с нашими производственными мощностями, которые опять же упираются в деньги. Деньги-деньги-деньги.

- Завидуешь временам, когда Никита Михалков за месяц до съемок Механического пианино собирал актеров в Пущине, чтобы все друг с другом свыклись и спелись?

- Сегодня как-то даже странно такое вообразить. Правда, Михалков и на Цирюльнике что-то вроде этого делал. И Леха Сидоров на Бригаде тоже, кстати, пытался. Собрал свою четверку в доме, кажется, ветеранов кино, и они там друг с другом усиленно знакомились. Притирались. Ну, притерлись. Хорошие актеры довольно быстро это делают.

- Это хорошая формула в театре наработали - в кино использовали. Но как надолго хватает такого багажа, если из театра уходишь?

- На какое-то количество лет хватит.

- Кстати, ты почему из МХАТа ушел?

- Был скандал. Мы поскандалили с администрацией.

- Мы - это кто?

- Профсоюз молодых. Мы создали профсоюз молодых, стали вникать в разные дела и увидели, что при всех воплях о нищете там такие мощности и потенциалы используются куда-то на сторону, что совершенно непонятно: как это нет денег?

- А зарплата сто рублей.

- Ну, естественно. Мне за все это стало просто не-у-доб-но.

- Олег Николаевич Ефремов в то время уже не очень контролировал ситуацию?

- Он, к сожалению, был тогда уже несколько аморфен. Дирекция попыталась нас приструнить, к ногтю прижать, типа: смотрите нам тут! Нас осталось пять человек, и мы сказали: да пошли вы. Начали судиться. Судились что-то там года два, засудили всех.

- А почему тогда ушли?

- Ну, ушли. Потом некоторые стали возвращаться.

- Но не ты?

- Смысла не было. Да и театра уже того не было, где я служил.

- Зато возник новый МХТ трудами Олега Павловича Табакова, собирателя звезд. Не может быть, чтоб он тебя не звал к себе.

- Звал. Но куда возвращаться? В репертуарный театр? Да гори это все... Все эти причитания театр - дом, театр - зеркало жизни... Чушь совковая, бред сивой кобылы. Совершенно непродуктивная байда. Это пристанище муз с тем же успехом можно назвать кладбищем талантов. Чего стоит одна история с рэкетом внутри МХТ, когда с любого левого заработка - отдай десять процентов и не греши. Вот тебе, кстати, зеркало жизни, вот тебе... ха-ха... та же самая бригада! На хрена это мне?

-То есть вот ты, актер труппы МХТ, получил в кино гонорар - и десятую часть отдай театру?

- Представляешь? Я играю в театре и еще за это должен приплачивать. Здрасьте! Прямо как в метро: опустил монетку - проходи, играй. Нормально, да? Как, почему, кто такие эти люди? Причем, там ведь целый отдел! Отдел по наблюдению за левыми заработками артистов. И люди из этого отдела считают себя причастными к искусству. По-моему, это позор.

- С актерскими агентствами, я знаю, у тебя тоже не самые простые отношения.

- Не самые. Я ушел из четырех агентств. Там все то же. Реальной работы нет, а есть захребетничество: меня позвали в фильм, а кто позвал, как нашли, через агента или сами - значения не имеет: гони проценты. Я спрашиваю у ассистентки с картины, как она меня сыскала. Вот так-то и так-то, отвечает. Сама нашла, без агента? Без. Какие вопросы? Иностранные производители - да, они привыкли работать с агентами. Если нашли меня с твоей помощью - на, получи. Сделал работу - получи. Не сделал - не получи.

Пробовался на космического конструктора Королева

-Я знаю, тебя американцы звали сниматься. Что они тебе предлагали?

- Да, всяких не очень хороших русских. Ерунда, неинтересно.

- Четвертым слева в кепке, зато в новом американском фильме - таких амбиций у тебя нет?

- А смысл? Когда я здесь могу работать в нормальном кино. Европейцы тоже приглашали, там на Би-би-си я пробовался на космического конструктора Королева. Мне было интересно сыграть это на языке. Я прошел кастинг. Но когда узнал, что они моему другу предложили за неделю гонорар, который я собирался с них взять за день, то потихоньку слинял, потерялся.

- Ты исходил из своих российских заработков?

- Конечно. А они думают, что здесь все сидят, бамбук курят, бесплатно сыграть - за счастье почтут. И потом, будут они своего Королева в Америке показывать, да? Кому он там на фиг нужен? Только Брайтону. Хотя на языке можно было бы поработать. Так давно на нем не работал, что совсем уже, кажется, потерял.

- У тебя английский со школы?

- Со школы чуть-чуть. Потом десять лет назад я месяц стажировался в Англии в Шекспировском театре и там чего-то нахватался.

- Расскажи про эту британскую стажировку. Ты сам инициативу проявил?

- Просто узнал от Аллы Борисовны Покровской, что фонд Сороса проводит такое дело. Собирают со всех стран мира актеров, скажем так, достаточно половозрелых в смысле искусства и ремесла. До тридцати пяти лет. Мне было тридцать четыре.

-Как проходил отбор?

- Нужно было прочитать что-нибудь из Шекспира на английском и прислать им кассету.

- Что читал?

- Антония и Клеопатру. Причем нашел вариант на старом английском, когда у них в языке еще было ты. Не я нашел - барышня одна в Ленинке. В общем, взялся я за это дело и выиграл. Был представителем от России. Там были еще литовка, латышка, один парень из Румынии, другой из Венгрии - отличный венгр, кстати. Это восточный блок. Еще несколько англичан и много американцев. Всего тридцать с чем-то человек. Провел я там, значит, месячишко, плотно поработали. С нами занимался Саймон Макбени, он был в свое время правой рукой Питера Брука. Привозил в Москву спектакль Улица крокодилов, на Таганке показывал. Люди сначала не поняли ничего, ползала всего собралось, а на следующий день уже битком, на люстрах висели. Он очень серьезный фрукт, экстремальный такой шотландец. В разгар войны в Югославии захотел сделать спектакль с сербскими артистами - и поехал туда.

- За тот месяц в Британии ты убедился, что разговоры о крутизне английской школы - не просто разговоры?

-Нет, это круто, это реально круто.

- А разговоры о том, что мы...

- Не-а, не впереди планеты всей. Это глубокое заблуждение. Даже в области балета. Потому что та же английская школа балета очень сильна. И в чем бы ты думал? В технике ног. Наши, правда, сильны в технике рук.

За сборную области выступал, с чемпионом Союза даже дрался

-У тебя с техникой рук-ног все вроде бы о'кей. Я слышал, ты в у себя Кемерове театром пантомимы руководил.

- Да. У меня, можно сказать, в двадцать три года был собственный театр. Вернее, театр был до меня, но оттуда ушел руководитель, у которого я как раз занимался. И они позвали меня. Я тогда учился на режиссерском в Институте культуры, не так давно бросил спортом заниматься...

- Серьезно занимался?

- Ну, довольно. Сначала боксом, потом каратэ прилично так. За сборную области выступал, с чемпионом Союза даже дрался. Прыгал очень высоко - был достаточно размятый.

-Ты бы предупредил - я бы вопросы осторожнее выбирал.

-Ха. Я был растянут, размят от природы и как бы достаточно подвижен, поэтому мне довольно легко давалась вся эта пантомима. Много чем занимался. Ездил с танцевальным коллективом в Москву - на ВДНХ выступать. Все эти новогодние дела. Моя задача была трюковая - прыгать как можно выше. Знаешь, когда танцуют, танцуют, потом - р-раз! - неожиданно расступаются: оп-па! Вылетел человек! Вот это я делал.

- Сейчас ты такой же прыгучий?

-Ты о чем? Я в девятнадцать лет со всеми физкультурными развлечениями покончил. Потом уже тяжелее стакана ничего... ха-ха... не поднимал.

- Ну да, потом ты был занят тем, что штурмовал московские театральные вузы. А когда ты успел поиграть в театре, который, говорят, чуть ли не декабристы основали?

-Это в Минусинске после очередного непоступления в Москве. Когда я закончил Институт культуры, получил режиссерский диплом и понял, что надо бы мне как актеру потренироваться, чтобы поступить в конце-то концов. А в Минусинск меня еще раньше звали. Грубо говоря, если что - давайте к нам. И я поехал.

-Что там играл?

- Много чего. Я там и в мюзиклах пел-танцевал. Довольно быстро стал местной суперзвездой.

- Минусинск носил тебя на руках?

- Ну, в каком-то смысле. Я как-то одну девушку оттуда встретил, она говорит: о тебе до сих пор легенды ходят. Я там даже малую сцену открыл. Они двенадцать лет собирались, никак не могли собраться, а мы взяли доски, гвозди и начали колотить.

-После этого ты по-прежнему будешь утверждать, что ленивый?

-Тут нужно учитывать возможности, потенции. У каждого они разные. Я свои не использовал совершенно. Говорю это как талантливый человек. Могу позволить себе такую наглость - сказать, что достаточно талантливый, меня в этом постепенно убедили.

- Если ты имеешь наглость говорить, что талантлив, то скажи уж тогда, на сколько процентов, по твоим представлениям, ты себя используешь?

- Сдается мне, в районе двадцати.

- Когда собираешься пускать в дело остальные восемьдесят?

- Боюсь, уже не получится их задействовать. Чтобы я на пятом десятке вдруг взорвался и переделал свою психологию... Что-то я слабо в это верю.

В какой-то момент я понял, что на конкурсной основе могу разрывать людей на части

- Ты в Школу-студию МХАТ на каком десятке поступил?

- На третьем. В двадцать четыре, это уже почти предел. Дальше уже необходимы разные ухищрения типа не обращайте внимания, я просто выгляжу старше своих лет.

- Почему ты сразу в театральный не пошел? Зачем тебе понадобился пищевой институт?

-Так откуда ж я знал, что способен этим заниматься? Ну, кривлялся в детстве рожей перед зеркалом - так этим через одного страдают. Я в Москву-то поехал с другом за компанию, совсем за другими делами. По теневой, так сказать, экономике. Купи-продай.

- Бизнесмена из тебя не вышло?

-Я быстро понял, что в бизнесе мало родить идею, придумать махинацию-рокировку. Там все нужно на каждом этапе отследить лично, потому что никому ничего нельзя доверить. В принципе, как и в любом деле, но в бизнесе это опаснее всего. Потому что мгновенно теряешь все и сразу. Посвящать себя этому показалось мне скучным.

- И ты решил, раз уж приехал в Москву, пойти в театральный?

- Да, на приемных экзаменах посоревноваться. Любопытно было. Чистое любопытство.

- И сколько раз ты на эти соревнования приезжал?

-С четвертой попытки взяли.

- Упорный, однако.

- А то. Я обозлился. Не принимаете? Ну, я вам сейчас покажу. В какой-то момент я понял, что на конкурсной основе могу разрывать людей на части. Потому что я серьезный, опытный боец. Я остро почувствовал цель. А мне почувствовать цель - сложнее, чем потом ее достичь. Когда она поставлена - все. Я добьюсь. При этом могу долго ее не ставить и в задумчивости сидеть на берегу реки, наблюдая, как мимо плывут головы моих врагов.

- И что, много их, врагов?

- Знаешь, когда я попал на Мосфильм и начал там набирать какие-то обороты, один очень известный артист мне сказал: скоро тебя начнут здесь любить со страшной силой, года через два так же сильно возненавидят, а потом все устаканится.

-Так и вышло?

-Да. В какой-то момент начались разговоры, что у меня башню срывает, что я немного ку-ку. Даже не немного, а кукушечка у меня приличная. Что свиным рылом в дорогую посуду и все такое. А потом попривыкли, успокоились. В посуду так в посуду - черт с ним, пусть залезает. Не думаю, что на меня кто-то из режиссеров особо жалуется.

- Зачем ты пошел в режиссуру, я могу понять. Но почему начал с телесериала Полный вперед, а не с большого кино?

-Да это просто был заказ НТВ. Мы куда-то ехали с Денисом Евстигнеевым, болтали. Вдруг он повернулся ко мне и спросил: Слушай, а ты не хотел бы вот это снять как режиссер? И все.

-С чего это вдруг продюсер Евстигнеев к тебе с таким предложением повернулся? Вряд ли он к каждому актеру с этим поворачивается.

- А черт его знает с чего. Вообще он достаточно авантюрный человек. Может, подумал, что я не совсем дурак, справлюсь. Заодно и сам сыграю.

- К тому времени у тебя самого руки по режиссуре не чесались?

- Ну да, я разговаривал с людьми, которые производством занимаются. Но они все в сторону семейного кино глядят. Чтоб Вася пошел на фильм с Маней и еще мальца своего прихватил. Вот тебе и три билета, да? Такие истории им нужны.

- Ну, не только такие. Все же кинозалы забивает публика от четырнадцати до двадцати пяти.

-Понимаю. Ты имеешь в виду формат, в котором был снят, допустим, Бой с тенью. Пацанское кино, да?

-В том числе.

- Бой одну ошибку допустил. Там нет акцента на любви, там это недостаточно сильно звучит. Если любовная история - сразу женщины потянулись, их же процентов семьдесят, не помню точную цифру. А про пацана-боксера без мощной любовной истории... Нет, конечно. Да меня жена спрашивала: А там кто? Одни мужики, что ли? Ну, чё смотреть.... Но лучше, когда это он плюс она встроено в рамку неких приключений. Тогда без вопросов. Но я предложить такую вещь для кино не очень в состоянии. И вообще, я же говорю, что ленивый. Пока что-нибудь реально меня не подтолкнет, я себя бередить не стану.

Ну, кто ты? Герой-любовник? Как минимум смелое заявление. Комик? Посмешнее есть рожи

- Говорят, твой мхатовский педагог Александр Калягин сказал про тебя: Эту фамилию вы еще услышите. Было такое?

- Если честно, уже не помню. Есть ощущение, что было. А может, это и не он сказал. Но Калягин меня выделял, безусловно. Грубо говоря, на первом курсе пять по актерскому мастерству получил я один. Мне потом Покровская сказала: А чего тебя было учить? Ты был готовый артист. Это остальных надо было до тебя подтягивать. А тебя - корректировать. Но сам я у Калягина все же учился - всяким технологическим вещам: как к роли подходить, что в конкретный момент с ней делать. А так как он щукинский человек, все было довольно любопытно. Инородно, но интересно. Так что кое-чего я в Школе-студии поднабрал, определенно.

- Пришел туда готовым артистом, вышел еще более готовым - и семь лет тебя в кино не снимали. Других снимали, тебя нет. Семь лет - это долго. Приходилось с режиссерами воображаемые разговоры вести - как раньше с приемными комиссиями? Приходилось говорить им, что никуда они не денутся?

-Знаешь, мне еще на первом курсе один известный киношный режиссер сказал: парень, у тебя будут большие проблемы. Ты достаточно, м-да, талантлив, но проблемы будут. По определению. По той нише, в которой работаешь. Ну, кто ты? Герой-любовник? Как минимум смелое заявление. Комик? Посмешнее есть рожи. Социальный герой? Тоже не сказал бы. Кто ты тогда? Где тебя искать? Что у тебя за ниша? Промежуточная какая-то. В общем, будут большие проблемы.

Так оно и вышло. Люди со смутной внешностью, имея даже актерский диапазон пошире, чем у других, могут очень долго не появляться в кино. Я не только по себе сужу, а по той же Школе-студии, в которой я разных людей знал, и сейчас вижу, кто на экране, а кого там нет. Помню, у Наташи Рогожкиной, моей жены, был на курсе один - лучший. Но на плаву сегодня другие, потому что фактурнее. Тупо используется фактура. А тот человек пока на задворках. Стал театральным деятелем, повторяет практически мой путь - человека из непонятной ниши.

- Кстати, а кто ты, правда? Из какой ниши?

- Да я сам не в курсе. Просто пришло время, когда люди поняли, что Ален Делон... ха-ха... не их герой. Подумали: ну, а где там он, наш парень? Поискали глазами, нашли меня.

- Обещают, что скоро вынырнет из небытия трехгодичной давности фильм Поцелуй не для прессы, где ты, наш парень, сыграл некоего большого политика, в котором угадывается другой наш парень, президент Путин.

- Поверишь, я понятия не имел, что это Путин. Съемки неделю как идут, все на меня как-то странно косятся, а я не врубаюсь. Ну, политик и политик. Отношения с женой, мелодрама, мне интересно.

- А мне интересно, почему его так долго не выпускали. Может, потому что ты за это время успел слишком много негодяев и скользких типов сыграть?

-Да, если б все случилось до пресловутой Бригады, с которой меня в основном ассоциируют, было б проще, наверное. А может, специально паузу выдерживают - интерес подогревают.

Источник: http://www.izvestia.ru/

Дмитрий Савельев

 
Copyright © Drb-film.narod.ru, . Created by Anastasiart design-project by A. Sochivets. All rights reserved.
Hosted by uCoz