"Они думают, здесь все сидят, бамбук
курят, бесплатно сыграть - за счастье почтут"
- Объясни, как это
совмещается - твоя лень и твои же сорок ролей за пятилетку?
- Ну, есть же накатанные
вещи. В исполнительском деле я уже некоторым образом
поднаторел. Умений поднабрался, свой набор клише имеется.
- Ты согласен с циничной
мыслью, что плохой актер отличается от хорошего только одним:
у плохого в распоряжении три штампа, у хорошего - тридцать
три?
-Знаешь, в свое время
Грибов сказал, что в
кино
мы приносим с собой только то, что наработали в театре. За
двадцать с лишним лет службы в театре я обзавелся
достаточным количеством этих самых штампов. Могу из них
собирать лего под названием... ха-ха... образ.
-Не было бы у тебя этих
подкожных театральных запасов - сложнее было бы?
-Безусловно. Сегодня в
кино
ни на что времени нет. На репетиции в том числе. В идеале
было бы подробно репетировать. Но это не с нашими деньгами,
не с нашими производственными мощностями, которые опять же
упираются в деньги. Деньги-деньги-деньги.
- Завидуешь временам,
когда Никита Михалков за месяц до съемок Механического
пианино собирал актеров в Пущине, чтобы все друг с другом
свыклись и спелись?
- Сегодня как-то даже
странно такое вообразить. Правда, Михалков и на Цирюльнике
что-то вроде этого делал. И Леха Сидоров на Бригаде тоже,
кстати, пытался. Собрал свою четверку в доме, кажется,
ветеранов кино, и они там друг с другом усиленно знакомились.
Притирались. Ну, притерлись. Хорошие актеры довольно быстро
это делают.
- Это хорошая формула в
театре наработали - в
кино
использовали. Но как надолго хватает такого багажа, если из
театра уходишь?
- На какое-то количество
лет хватит.
- Кстати, ты почему из
МХАТа ушел?
- Был скандал. Мы
поскандалили с администрацией.
- Мы - это кто?
- Профсоюз молодых. Мы
создали профсоюз молодых, стали вникать в разные дела и
увидели, что при всех воплях о нищете там такие мощности и
потенциалы используются куда-то на сторону, что совершенно
непонятно: как это нет денег?
- А зарплата сто рублей.
- Ну, естественно. Мне за
все это стало просто не-у-доб-но.
- Олег Николаевич Ефремов
в то время уже не очень контролировал ситуацию?
- Он, к сожалению, был
тогда уже несколько аморфен. Дирекция попыталась нас
приструнить, к ногтю прижать, типа: смотрите нам тут! Нас
осталось пять человек, и мы сказали: да пошли вы. Начали
судиться. Судились что-то там года два, засудили всех.
- А почему тогда ушли?
- Ну, ушли. Потом
некоторые стали возвращаться.
- Но не ты?
- Смысла не было. Да и
театра уже того не было, где я служил.
- Зато возник новый МХТ
трудами Олега Павловича Табакова, собирателя звезд. Не может
быть, чтоб он тебя не звал к себе.
- Звал. Но куда
возвращаться? В репертуарный театр? Да гори это все... Все
эти причитания театр - дом, театр - зеркало жизни... Чушь
совковая, бред сивой кобылы. Совершенно непродуктивная байда.
Это пристанище муз с тем же успехом можно назвать кладбищем
талантов. Чего стоит одна история с рэкетом внутри МХТ,
когда с любого левого заработка - отдай десять процентов и
не греши. Вот тебе, кстати, зеркало жизни, вот тебе... ха-ха...
та же самая бригада! На хрена это мне?
-То есть вот ты, актер
труппы МХТ, получил в
кино
гонорар - и десятую часть отдай театру?
- Представляешь? Я играю в
театре и еще за это должен приплачивать. Здрасьте! Прямо как
в метро: опустил монетку - проходи, играй. Нормально, да?
Как, почему, кто такие эти люди? Причем, там ведь целый
отдел! Отдел по наблюдению за левыми заработками артистов. И
люди из этого отдела считают себя причастными к искусству.
По-моему, это позор.
- С актерскими агентствами,
я знаю, у тебя тоже не самые простые отношения.
- Не самые. Я ушел из
четырех агентств. Там все то же. Реальной работы нет, а есть
захребетничество: меня позвали в фильм, а кто позвал, как
нашли, через агента или сами - значения не имеет: гони
проценты. Я спрашиваю у ассистентки с картины, как она меня
сыскала. Вот так-то и так-то, отвечает. Сама нашла, без
агента? Без. Какие вопросы? Иностранные производители - да,
они привыкли работать с агентами. Если нашли меня с твоей
помощью - на, получи. Сделал работу - получи. Не сделал - не
получи.
Пробовался на космического
конструктора Королева
-Я знаю, тебя американцы
звали сниматься. Что они тебе предлагали?
- Да, всяких не очень
хороших русских. Ерунда, неинтересно.
- Четвертым слева в кепке,
зато в новом американском фильме - таких амбиций у тебя нет?
- А смысл? Когда я здесь
могу работать в нормальном кино. Европейцы тоже приглашали,
там на Би-би-си я пробовался на космического конструктора
Королева. Мне было интересно сыграть это на языке. Я прошел
кастинг. Но когда узнал, что они моему другу предложили за
неделю гонорар, который я собирался с них взять за день, то
потихоньку слинял, потерялся.
- Ты исходил из своих
российских заработков?
- Конечно. А они думают,
что здесь все сидят, бамбук курят, бесплатно сыграть - за
счастье почтут. И потом, будут они своего Королева в Америке
показывать, да? Кому он там на фиг нужен? Только Брайтону.
Хотя на языке можно было бы поработать. Так давно на нем не
работал, что совсем уже, кажется, потерял.
- У тебя английский со
школы?
- Со школы чуть-чуть.
Потом десять лет назад я месяц стажировался в Англии в
Шекспировском театре и там чего-то нахватался.
- Расскажи про эту
британскую стажировку. Ты сам инициативу проявил?
- Просто узнал от Аллы
Борисовны Покровской, что фонд Сороса проводит такое дело.
Собирают со всех стран мира актеров, скажем так, достаточно
половозрелых в смысле искусства и ремесла. До тридцати пяти
лет. Мне было тридцать четыре.
-Как проходил отбор?
- Нужно было прочитать
что-нибудь из Шекспира на английском и прислать им кассету.
- Что читал?
- Антония и Клеопатру.
Причем нашел вариант на старом английском, когда у них в
языке еще было ты. Не я нашел - барышня одна в Ленинке. В
общем, взялся я за это дело и выиграл. Был представителем от
России. Там были еще литовка, латышка, один парень из
Румынии, другой из Венгрии - отличный венгр, кстати. Это
восточный блок. Еще несколько англичан и много американцев.
Всего тридцать с чем-то человек. Провел я там, значит,
месячишко, плотно поработали. С нами занимался Саймон
Макбени, он был в свое время правой рукой Питера Брука.
Привозил в Москву спектакль Улица крокодилов, на Таганке
показывал. Люди сначала не поняли ничего, ползала всего
собралось, а на следующий день уже битком, на люстрах висели.
Он очень серьезный фрукт, экстремальный такой шотландец. В
разгар войны в Югославии захотел сделать спектакль с
сербскими артистами - и поехал туда.
- За тот месяц в Британии
ты убедился, что разговоры о крутизне английской школы - не
просто разговоры?
-Нет, это круто, это
реально круто.
- А разговоры о том, что
мы...
- Не-а, не впереди планеты
всей. Это глубокое заблуждение. Даже в области балета.
Потому что та же английская школа балета очень сильна. И в
чем бы ты думал? В технике ног. Наши, правда, сильны в
технике рук.
За сборную области
выступал, с чемпионом Союза даже дрался
-У тебя с техникой рук-ног
все вроде бы о'кей. Я слышал, ты в у себя Кемерове театром
пантомимы руководил.
- Да. У меня, можно
сказать, в двадцать три года был собственный театр. Вернее,
театр был до меня, но оттуда ушел руководитель, у которого я
как раз занимался. И они позвали меня. Я тогда учился на
режиссерском в Институте культуры, не так давно бросил
спортом заниматься...
- Серьезно занимался?
- Ну, довольно. Сначала
боксом, потом каратэ прилично так. За сборную области
выступал, с чемпионом Союза даже дрался. Прыгал очень высоко
- был достаточно размятый.
-Ты бы предупредил - я бы
вопросы осторожнее выбирал.
-Ха. Я был растянут,
размят от природы и как бы достаточно подвижен, поэтому мне
довольно легко давалась вся эта пантомима. Много чем
занимался. Ездил с танцевальным коллективом в Москву - на
ВДНХ выступать. Все эти новогодние дела. Моя задача была
трюковая - прыгать как можно выше. Знаешь, когда танцуют,
танцуют, потом - р-раз! - неожиданно расступаются: оп-па!
Вылетел человек! Вот это я делал.
- Сейчас ты такой же
прыгучий?
-Ты о чем? Я в
девятнадцать лет со всеми физкультурными развлечениями
покончил. Потом уже тяжелее стакана ничего... ха-ха... не
поднимал.
- Ну да, потом ты был
занят тем, что штурмовал московские театральные вузы. А
когда ты успел поиграть в театре, который, говорят, чуть ли
не декабристы основали?
-Это в Минусинске после
очередного непоступления в Москве. Когда я закончил Институт
культуры, получил режиссерский диплом и понял, что надо бы
мне как актеру потренироваться, чтобы поступить в конце-то
концов. А в Минусинск меня еще раньше звали. Грубо говоря,
если что - давайте к нам. И я поехал.
-Что там играл?
- Много чего. Я там и в
мюзиклах пел-танцевал. Довольно быстро стал местной
суперзвездой.
- Минусинск носил тебя на
руках?
- Ну, в каком-то смысле. Я
как-то одну девушку оттуда встретил, она говорит: о тебе до
сих пор легенды ходят. Я там даже малую сцену открыл. Они
двенадцать лет собирались, никак не могли собраться, а мы
взяли доски, гвозди и начали колотить.
-После этого ты
по-прежнему будешь утверждать, что ленивый?
-Тут нужно учитывать
возможности, потенции. У каждого они разные. Я свои не
использовал совершенно. Говорю это как талантливый человек.
Могу позволить себе такую наглость - сказать, что достаточно
талантливый, меня в этом постепенно убедили.
- Если ты имеешь наглость
говорить, что талантлив, то скажи уж тогда, на сколько
процентов, по твоим представлениям, ты себя используешь?
- Сдается мне, в районе
двадцати.
- Когда собираешься
пускать в дело остальные восемьдесят?
- Боюсь, уже не получится
их задействовать. Чтобы я на пятом десятке вдруг взорвался и
переделал свою психологию... Что-то я слабо в это верю.
В какой-то момент я понял,
что на конкурсной основе могу разрывать людей на части
- Ты в Школу-студию МХАТ
на каком десятке поступил?
- На третьем. В двадцать
четыре, это уже почти предел. Дальше уже необходимы разные
ухищрения типа не обращайте внимания, я просто выгляжу
старше своих лет.
- Почему ты сразу в
театральный не пошел? Зачем тебе понадобился пищевой
институт?
-Так откуда ж я знал, что
способен этим заниматься? Ну, кривлялся в детстве рожей
перед зеркалом - так этим через одного страдают. Я в
Москву-то поехал с другом за компанию, совсем за другими
делами. По теневой, так сказать, экономике. Купи-продай.
- Бизнесмена из тебя не
вышло?
-Я быстро понял, что в
бизнесе мало родить идею, придумать махинацию-рокировку. Там
все нужно на каждом этапе отследить лично, потому что никому
ничего нельзя доверить. В принципе, как и в любом деле, но в
бизнесе это опаснее всего. Потому что мгновенно теряешь все
и сразу. Посвящать себя этому показалось мне скучным.
- И ты решил, раз уж
приехал в Москву, пойти в театральный?
- Да, на приемных
экзаменах посоревноваться. Любопытно было. Чистое
любопытство.
- И сколько раз ты на эти
соревнования приезжал?
-С четвертой попытки взяли.
- Упорный, однако.
- А то. Я обозлился. Не
принимаете? Ну, я вам сейчас покажу. В какой-то момент я
понял, что на конкурсной основе могу разрывать людей на
части. Потому что я серьезный, опытный боец. Я остро
почувствовал цель. А мне почувствовать цель - сложнее, чем
потом ее достичь. Когда она поставлена - все. Я добьюсь. При
этом могу долго ее не ставить и в задумчивости сидеть на
берегу реки, наблюдая, как мимо плывут головы моих врагов.
- И что, много их, врагов?
- Знаешь, когда я попал на
Мосфильм и начал там набирать какие-то обороты, один очень
известный артист мне сказал: скоро тебя начнут здесь любить
со страшной силой, года через два так же сильно возненавидят,
а потом все устаканится.
-Так и вышло?
-Да. В какой-то момент
начались разговоры, что у меня башню срывает, что я немного
ку-ку. Даже не немного, а кукушечка у меня приличная. Что
свиным рылом в дорогую посуду и все такое. А потом
попривыкли, успокоились. В посуду так в посуду - черт с ним,
пусть залезает. Не думаю, что на меня кто-то из режиссеров
особо жалуется.
- Зачем ты пошел в
режиссуру, я могу понять. Но почему начал с телесериала
Полный вперед, а не с большого кино?
-Да это просто был заказ
НТВ. Мы куда-то ехали с Денисом Евстигнеевым, болтали. Вдруг
он повернулся ко мне и спросил: Слушай, а ты не хотел бы вот
это снять как режиссер? И все.
-С чего это вдруг продюсер
Евстигнеев к тебе с таким предложением повернулся? Вряд ли
он к каждому актеру с этим поворачивается.
- А черт его знает с чего.
Вообще он достаточно авантюрный человек. Может, подумал, что
я не совсем дурак, справлюсь. Заодно и сам сыграю.
- К тому времени у тебя
самого руки по режиссуре не чесались?
- Ну да, я разговаривал с
людьми, которые производством занимаются. Но они все в
сторону семейного
кино
глядят. Чтоб Вася пошел на фильм с Маней и еще мальца своего
прихватил. Вот тебе и три билета, да? Такие истории им нужны.
- Ну, не только такие. Все
же кинозалы забивает публика от четырнадцати до двадцати
пяти.
-Понимаю. Ты имеешь в виду
формат, в котором был снят, допустим, Бой с тенью. Пацанское
кино, да?
-В том числе.
- Бой одну ошибку допустил.
Там нет акцента на любви, там это недостаточно сильно звучит.
Если любовная история - сразу женщины потянулись, их же
процентов семьдесят, не помню точную цифру. А про
пацана-боксера без мощной любовной истории... Нет, конечно.
Да меня жена спрашивала: А там кто? Одни мужики, что ли? Ну,
чё смотреть.... Но лучше, когда это он плюс она встроено в
рамку неких приключений. Тогда без вопросов. Но я предложить
такую вещь для
кино
не очень в состоянии. И вообще, я же говорю, что ленивый.
Пока что-нибудь реально меня не подтолкнет, я себя бередить
не стану.
Ну, кто ты? Герой-любовник?
Как минимум смелое заявление. Комик? Посмешнее есть рожи
- Говорят, твой мхатовский
педагог Александр Калягин сказал про тебя: Эту фамилию вы
еще услышите. Было такое?
- Если честно, уже не
помню. Есть ощущение, что было. А может, это и не он сказал.
Но Калягин меня выделял, безусловно. Грубо говоря, на первом
курсе пять по актерскому мастерству получил я один. Мне
потом Покровская сказала: А чего тебя было учить? Ты был
готовый артист. Это остальных надо было до тебя подтягивать.
А тебя - корректировать. Но сам я у Калягина все же учился -
всяким технологическим вещам: как к роли подходить, что в
конкретный момент с ней делать. А так как он щукинский
человек, все было довольно любопытно. Инородно, но интересно.
Так что кое-чего я в Школе-студии поднабрал, определенно.
- Пришел туда готовым
артистом, вышел еще более готовым - и семь лет тебя в
кино
не снимали. Других снимали, тебя нет. Семь лет - это долго.
Приходилось с режиссерами воображаемые разговоры вести - как
раньше с приемными комиссиями? Приходилось говорить им, что
никуда они не денутся?
-Знаешь, мне еще на первом
курсе один известный киношный режиссер сказал: парень, у
тебя будут большие проблемы. Ты достаточно, м-да, талантлив,
но проблемы будут. По определению. По той нише, в которой
работаешь. Ну, кто ты? Герой-любовник? Как минимум смелое
заявление. Комик? Посмешнее есть рожи. Социальный герой?
Тоже не сказал бы. Кто ты тогда? Где тебя искать? Что у тебя
за ниша? Промежуточная какая-то. В общем, будут большие
проблемы.
Так оно и вышло. Люди со
смутной внешностью, имея даже актерский диапазон пошире, чем
у других, могут очень долго не появляться в кино. Я не
только по себе сужу, а по той же Школе-студии, в которой я
разных людей знал, и сейчас вижу, кто на экране, а кого там
нет. Помню, у Наташи Рогожкиной, моей жены, был на курсе
один - лучший. Но на плаву сегодня другие, потому что
фактурнее. Тупо используется фактура. А тот человек пока на
задворках. Стал театральным деятелем, повторяет практически
мой путь - человека из непонятной ниши.
- Кстати, а кто ты, правда?
Из какой ниши?
- Да я сам не в курсе.
Просто пришло время, когда люди поняли, что Ален Делон...
ха-ха... не их герой. Подумали: ну, а где там он, наш парень?
Поискали глазами, нашли меня.
- Обещают, что скоро
вынырнет из небытия трехгодичной давности фильм Поцелуй не
для прессы, где ты, наш парень, сыграл некоего большого
политика, в котором угадывается другой наш парень, президент
Путин.
- Поверишь, я понятия не
имел, что это Путин. Съемки неделю как идут, все на меня
как-то странно косятся, а я не врубаюсь. Ну, политик и
политик. Отношения с женой, мелодрама, мне интересно.
- А мне интересно, почему
его так долго не выпускали. Может, потому что ты за это
время успел слишком много негодяев и скользких типов сыграть?
-Да, если б все случилось
до пресловутой Бригады, с которой меня в основном
ассоциируют, было б проще, наверное. А может, специально
паузу выдерживают - интерес подогревают.
Источник:
http://www.izvestia.ru/
Дмитрий Савельев
|