ПРЕССА: АЛЕКСАНДР ФЕКЛИСТОВ
 

Популярные актеры живут не богато, но и не бедно

4 ноября 1999 г.

На прошлой неделе в рамках глобального проекта лЗолотые подмостки столицы╗ на сцене ДК лРодина╗ поклонники Мельпомены увидели небезызвестную пьесу Петра Гладилина лБотинки на толстой подошве╗ в постановке Романа Козака. Этот антрепризный спектакль оживили и озвучили популярные актеры театра и кино Ч Валерий Гаркалин, Александр Феклистов и неподражаемая Татьяна Васильева. Как и следовало ожидать, был аншлаг.
Зрители сидели даже на лестницах в проходахЕ

лХороший секс Ч это циркЕ╗

Комедия лБотинки на толстой подошве╗ затрагивает извечную проблему семейных взаимоотношений на рубеже, когда обоим супругам уже за сорок.

Понимаете, случился кризис. Как сказал поэт, ллюбовная лодка наткнулась на быт╗. Дмитрий (Александр Феклистов) окончательно и бесповоротно решил бросить жену. Он встретил и, наверное, полюбил 20-летнюю красавицу. Татьяна Васильева мастерски играет обиженную супругу Наташу, которая до конца не может смириться со случившимся. А тем временем ее муж проводит в доме последнюю ночь. Дмитрий прямо говорит: лОстаюсь до завтра, но только из любопытства╗. И тут по сюжету происходит неожиданный поворот. Супругам, видимо, одновременно начинает сниться один и тот же сон, в котором Наташа, применяя разные женские уловки, пытается вернуть мужа. В этом нелегком деле ей помогает некто Аркадий Андреевич (Валерий Гаркалин), выступающий попеременно то в роли психоаналитика, то тюремного надзирателя, то горничной. Его страстный и комичный монолог о том, что лхороший секс Ч это циркЕ╗ Ч едва ли не самое лучшее место в спектакле. Ближе к финалу зрители узнают забавную штуку. Оказывается персонаж Гаркалина во всех своих ипостасях Ч всего лишь тумбочка-калошница, в сне рассорившихся супругов принявшая человеческий облик. Это как раз тот случай, когда говорят, что вещи могут о многом рассказать. Но разбитую чашку не склеишь. Семья разрушилась. Все понимают, что назад дороги нет. Сон с калошницей, в котором муж и жена находят пути примирения, остается лишь мечтой.

Дмитрий уходит к молодой любовнице.

лПить и курить я начал одновременноЕ╗

Популярные артисты нашли время, чтобы пообщаться с вятскими журналистами. На вопросы Ивана Глухова (лРелакс-радио╗) и корреспондента лНВ╗ отвечают Валерий Гаркалин и Александр Феклистов.

Ч Расскажите о пьесе лБотинки на толстой подошве╗. Почему именно на ней вы остановили свой выбор?

Ч Г. : Автор комедии Петр Гладилин Ч наш общий друг. Это молодой московский драматург, но уже крайне известный человек в театральной тусовке. Он написал пьесу, и она нам очень понравилась. Мы нашли режиссера, поставили. Получилось неплохо. В этом спектакле гармонично совпали художественные интересы как драматурга, режиссера, так и актеров. Репетировали всего два месяца. Премьера состоялась 29 октября 1997 года.

Ч Ф. : Наш спектакль получил лЧайку╗ и ряд других театральных премий. Два года лБотинкиЕ╗ мы возим по стране. И везде теплый прием, особенно в портовых городах. Это связано с профессией моего героя. Он бывший моряк.

Фразы, типа ля ждала тебя семь месяцев из плавания╗, идут просто на ура. Мне кажется, что мы даже избалованы зрительским вниманием. Конечно, приятно, что у спектакля такой успех.

Ч Валерий, вы начинали как актер-кукольник. Сейчас не возникает желание снова поиграть в куклы?

Ч Г. : Вы знаете, нет. Я не для того однажды вышел из-за ширмы. Тогда возникли определенные проблемы, я ушел. Двумя годами раньше из театра Образцова ушел и Зиновий Гердт. Это скорее исключительные случаи, потому что в кукольный театр актеры обычно приходят. В труппе Образцова всегда было много артистов, которые когда-либо работали в драматических театрах. Но так сложились судьбы, и они пришли к Сергею Владимировичу. Он их с удовольствием брал. И потом из-за ширмы уже никто не уходил. Наверное, только мы с Гердтом зашли и благополучно вышли.

Ч Александр, поклонники вас знают как актера МХАТа им. А. Чехова. Однажды вы покинули театр. Что заставило вас снова вернуться на академическую сцену?

Ч Ф. : После школы-студии Олега Ефремова я попал во МХАТ. С 1982 года там служил. С режиссером Романом Козаком мы решили организовать свой театрик. Это был театр-студия лЧеловек╗, потом я работал в л5-й студии╗ МХАТа. Пять лет гулял, как кошка, сам по себе. Два года назад я вернулся к родным пенатам, во МХАТ. Понятно, сейчас изменилась жизнь.

Актер имеет свободное пространство для того, чтобы проявить себя именно там, где ему хочется. Я имею в виду антрепризу, разные театральные проекты и кино.

Ч Валерий, про вас пишут всякое-такое. Это правда, что вы были хроническим алкоголиком?

Ч Г. : Может быть, слово лалкоголик╗ кого-нибудь оскорбит, но только не меня. В Америке есть ассоциация анонимных алкоголиков. Знаете, как они представляются на светских приемах? Джон Смит, алкоголик, воздержание 22 года. У меня воздержание 10 лет. Излечиться от алкоголизма можно только тогда, когда ты сам признаешься себе, что находишься в полной зависимости от лзеленого змия╗. Мне 45 лет, в 35 я завязал. Я очень хорошо принимал на грудь. Пить и курить начал одновременно. Но я ни разу, кстати, не выходил на сцену пьяным. Был один случай, когда играл, что называется, после вчерашнего. Вот тут я остановился. Понял, что так я могу потерять профессию. Мне уже было трудно совместить работу актера и алкоголь. Существует масса примеров, когда алкоголь полностью захватывает человека. Известные артисты уходили из жизни по этой причине или превращались в обычных бомжей. Не буду называть фамилии, они у всех на устах. Не подумайте, что я тот алкоголик, который завязал и сейчас всех пьющих осуждает. Наоборот, люблю шумные компании, продолжаю в них участвовать. Все мои друзья выпивают, и я люблю общаться с ними, когда они именно в таком состоянии. Считаю, что выпивший человек становится значительней, лучше, у него открываются резервы, которые в трезвом состоянии скрыты, загнаны вглубь. Это нежность, острое ощущение жизни и т. д. В умеренном выпивании ничего плохого не вижу. Например, мой друг Саша Феклистов любит выпить водочки или коньячку, но он не алкоголик. Наркологи назвали бы его лпривычно пьющим человеком╗. (Смех). Иногда очень хочется с Сашечкой выпить, посидеть, но сдерживаюсь, понимаю, что мне нельзя.

Ч Популярные российские актеры театра и кино могут похвастаться, что живут богато?

Ч Г. : Мы живем не богато, но и не бедно.

Ч Ф. : Допустим, мы не считаем деньги на еду, но в то же время у нас нет никаких накоплений.

Ч Г. : Актеры высшей категории в театрах получают смешную зарплату Ч тысячу рублей. Человеку приходится в таких условиях где попало подрабатывать. Ремонтировать машины, делать евроремонтЕ С другой стороны, так весь мир живет. Актеры-не звезды вынуждены работать официантами, шоферами. И это не зазорно.

Ч Ф. : Пять лет я подрабатывал тем, что на своей машине возил по столице иностранцев.

Ч Какие ваши литературные пристрастия?

Ч Ф. : Есть авторы, которые вошли в мое сознание в юношеский период и до сих пор во мне живут. Это Андрей Платонов, Михаил Булгаков. К сожалению, я не имею возможности часто читать то, что мне нравится.

Приходится работать над текстами тех авторов, в пьесах которых играешь. Недавно я начал репетировать в лСатириконе╗ у Константина Райкина пьесу Айрис Мердок лЛюди и снег╗. Поэтому сейчас в свободное время ползу со страницы на страницу по ее романам. Конечно, мне не все нравится, но тем не менее мне это необходимо для работы.

Ч Г. : Я люблю Набокова. Это мое глубоко обдуманное чувство. Набокова в России по-настоящему еще не оценили, хотя он в традиции русской культуры ХХ века занимает одно из основополагающих мест. К сожалению, автора лЛолиты╗ мало экранизируют, многие его произведения широкой публике неизвестны.

Ч Раз вы заговорили о Набокове, то в каком возрасте, на ваш взгляд, девушка-женщина выглядит наиболее сексуально?

Ч Г. : Если речь идет о любви к женщине, то ее возраст существенного значения не имеет.

Ч Ф. : Будем откровенны: мы любим своих жен. (Смех).

Ч Что нового в жизни театральной Москвы?

Ч Ф. : Сейчас публика ломится на лЧерного монаха╗ с Сергеем Маковецким.

Спектакль идет в ТЮЗе. В этой постановке очень интересно решено пространство спектакля. Зрители сидят на балконе буквой лП╗, всего человек пятьдесят. А актеры играют в центре этого каре. За их спинами черная бездна, край. Бездна являет весь образ спектакля. Потрясающе!

Ч Г. : Если кино в нашей стране переживает не самые лучшие времена, то театры, как мне кажется, живут неплохо. Много интересных спектаклей. Это своего рода ренессанс, взрыв. В Москве бурлит театральная жизнь. Даже в академических театрах наметился поиск своего лица, изменилась репертуарная политика. В общем, в столичных театрах можно увидеть много интересного, нового, неожиданного и порой парадоксального.

Ч Последний вопрос. Каких актеров вы можете назвать своими учителями?

Ч Ф. : Это сложный вопрос. Я люблю Иннокентия Смоктуновского, Олега Борисова, Евгения Евстигнеева. Мне нравится играть на одной сцене с Калягиным, Невинным, Юрским. Это все великие артисты. Но у меня есть особое пристрастие. Я очень люблю Сергея Дрейдена из Питера. А из голливудской обоймы мне симпатичен Роберт де Ниро.

Ч Г. : Люблю актеров гротескного направления. Для меня Чарли Чаплин Ч это тот человек, которого никто никогда не превзойдет. Это, однако, не мешает мне с уважением и трепетом относиться к именам, которые перечислил Саша.

Русские актеры дадут фору любому западному актеру по части психологизма.

Газета лНаш вариант╗ (Киров)

Алексей Ульянов, Иван Глухов

 
Copyright й Drb-film.narod.ru, . Created by Anastasiart design-project by A. Sochivets. All rights reserved.
Hosted by uCoz