Популярные
актеры живут не богато, но и не бедно
4 ноября
1999 г.
На прошлой неделе в рамках глобального проекта лЗолотые
подмостки столицы╗ на сцене ДК лРодина╗ поклонники
Мельпомены увидели небезызвестную пьесу Петра Гладилина лБотинки
на толстой подошве╗ в постановке Романа Козака. Этот
антрепризный спектакль оживили и озвучили популярные актеры
театра и кино Ч Валерий Гаркалин, Александр Феклистов и
неподражаемая Татьяна Васильева. Как и следовало ожидать,
был аншлаг.
Зрители сидели даже на лестницах в проходахЕ
лХороший секс Ч это циркЕ╗
Комедия лБотинки на толстой подошве╗ затрагивает извечную
проблему семейных взаимоотношений на рубеже, когда обоим
супругам уже за сорок.
Понимаете, случился кризис. Как сказал поэт, ллюбовная лодка
наткнулась на быт╗. Дмитрий (Александр Феклистов)
окончательно и бесповоротно решил бросить жену. Он встретил
и, наверное, полюбил 20-летнюю красавицу. Татьяна Васильева
мастерски играет обиженную супругу Наташу, которая до конца
не может смириться со случившимся. А тем временем ее муж
проводит в доме последнюю ночь. Дмитрий прямо говорит: лОстаюсь
до завтра, но только из любопытства╗. И тут по сюжету
происходит неожиданный поворот. Супругам, видимо,
одновременно начинает сниться один и тот же сон, в котором
Наташа, применяя разные женские уловки, пытается вернуть
мужа. В этом нелегком деле ей помогает некто Аркадий
Андреевич (Валерий Гаркалин), выступающий попеременно то в
роли психоаналитика, то тюремного надзирателя, то горничной.
Его страстный и комичный монолог о том, что лхороший секс Ч
это циркЕ╗ Ч едва ли не самое лучшее место в спектакле.
Ближе к финалу зрители узнают забавную штуку. Оказывается
персонаж Гаркалина во всех своих ипостасях Ч всего лишь
тумбочка-калошница, в сне рассорившихся супругов принявшая
человеческий облик. Это как раз тот случай, когда говорят,
что вещи могут о многом рассказать. Но разбитую чашку не
склеишь. Семья разрушилась. Все понимают, что назад дороги
нет. Сон с калошницей, в котором муж и жена находят пути
примирения, остается лишь мечтой.
Дмитрий уходит к молодой любовнице.
лПить и курить я начал одновременноЕ╗
Популярные артисты нашли время, чтобы пообщаться с вятскими
журналистами. На вопросы Ивана Глухова (лРелакс-радио╗) и
корреспондента лНВ╗ отвечают Валерий Гаркалин и Александр
Феклистов.
Ч Расскажите о пьесе лБотинки на толстой подошве╗. Почему
именно на ней вы остановили свой выбор?
Ч Г. : Автор комедии Петр Гладилин Ч наш общий друг. Это
молодой московский драматург, но уже крайне известный
человек в театральной тусовке. Он написал пьесу, и она нам
очень понравилась. Мы нашли режиссера, поставили. Получилось
неплохо. В этом спектакле гармонично совпали художественные
интересы как драматурга, режиссера, так и актеров.
Репетировали всего два месяца. Премьера состоялась 29
октября 1997 года.
Ч Ф. : Наш спектакль получил лЧайку╗ и ряд других
театральных премий. Два года лБотинкиЕ╗ мы возим по стране.
И везде теплый прием, особенно в портовых городах. Это
связано с профессией моего героя. Он бывший моряк.
Фразы, типа ля ждала тебя семь месяцев из плавания╗, идут
просто на ура. Мне кажется, что мы даже избалованы
зрительским вниманием. Конечно, приятно, что у спектакля
такой успех.
Ч Валерий, вы начинали как актер-кукольник. Сейчас не
возникает желание снова поиграть в куклы?
Ч Г. : Вы знаете, нет. Я не для того однажды вышел из-за
ширмы. Тогда возникли определенные проблемы, я ушел. Двумя
годами раньше из театра Образцова ушел и Зиновий Гердт. Это
скорее исключительные случаи, потому что в кукольный театр
актеры обычно приходят. В труппе Образцова всегда было много
артистов, которые когда-либо работали в драматических
театрах. Но так сложились судьбы, и они пришли к Сергею
Владимировичу. Он их с удовольствием брал. И потом из-за
ширмы уже никто не уходил. Наверное, только мы с Гердтом
зашли и благополучно вышли.
Ч Александр, поклонники вас знают как актера МХАТа им. А.
Чехова. Однажды вы покинули театр. Что заставило вас снова
вернуться на академическую сцену?
Ч Ф. : После школы-студии Олега Ефремова я попал во МХАТ. С
1982 года там служил. С режиссером Романом Козаком мы решили
организовать свой театрик. Это был театр-студия лЧеловек╗,
потом я работал в л5-й студии╗ МХАТа. Пять лет гулял, как
кошка, сам по себе. Два года назад я вернулся к родным
пенатам, во МХАТ. Понятно, сейчас изменилась жизнь.
Актер имеет свободное пространство для того, чтобы проявить
себя именно там, где ему хочется. Я имею в виду антрепризу,
разные театральные проекты и кино.
Ч Валерий, про вас пишут всякое-такое. Это правда, что вы
были хроническим алкоголиком?
Ч Г. : Может быть, слово лалкоголик╗ кого-нибудь оскорбит,
но только не меня. В Америке есть ассоциация анонимных
алкоголиков. Знаете, как они представляются на светских
приемах? Джон Смит, алкоголик, воздержание 22 года. У меня
воздержание 10 лет. Излечиться от алкоголизма можно только
тогда, когда ты сам признаешься себе, что находишься в
полной зависимости от лзеленого змия╗. Мне 45 лет, в 35 я
завязал. Я очень хорошо принимал на грудь. Пить и курить
начал одновременно. Но я ни разу, кстати, не выходил на
сцену пьяным. Был один случай, когда играл, что называется,
после вчерашнего. Вот тут я остановился. Понял, что так я
могу потерять профессию. Мне уже было трудно совместить
работу актера и алкоголь. Существует масса примеров, когда
алкоголь полностью захватывает человека. Известные артисты
уходили из жизни по этой причине или превращались в обычных
бомжей. Не буду называть фамилии, они у всех на устах. Не
подумайте, что я тот алкоголик, который завязал и сейчас
всех пьющих осуждает. Наоборот, люблю шумные компании,
продолжаю в них участвовать. Все мои друзья выпивают, и я
люблю общаться с ними, когда они именно в таком состоянии.
Считаю, что выпивший человек становится значительней, лучше,
у него открываются резервы, которые в трезвом состоянии
скрыты, загнаны вглубь. Это нежность, острое ощущение жизни
и т. д. В умеренном выпивании ничего плохого не вижу.
Например, мой друг Саша Феклистов любит выпить водочки или
коньячку, но он не алкоголик. Наркологи назвали бы его лпривычно
пьющим человеком╗. (Смех). Иногда очень хочется с Сашечкой
выпить, посидеть, но сдерживаюсь, понимаю, что мне нельзя.
Ч Популярные российские актеры театра и кино могут
похвастаться, что живут богато?
Ч Г. : Мы живем не богато, но и не бедно.
Ч Ф. : Допустим, мы не считаем деньги на еду, но в то же
время у нас нет никаких накоплений.
Ч Г. : Актеры высшей категории в театрах получают смешную
зарплату Ч тысячу рублей. Человеку приходится в таких
условиях где попало подрабатывать. Ремонтировать машины,
делать евроремонтЕ С другой стороны, так весь мир живет.
Актеры-не звезды вынуждены работать официантами, шоферами. И
это не зазорно.
Ч Ф. : Пять лет я подрабатывал тем, что на своей машине
возил по столице иностранцев.
Ч Какие ваши литературные пристрастия?
Ч Ф. : Есть авторы, которые вошли в мое сознание в юношеский
период и до сих пор во мне живут. Это Андрей Платонов,
Михаил Булгаков. К сожалению, я не имею возможности часто
читать то, что мне нравится.
Приходится работать над текстами тех авторов, в пьесах
которых играешь. Недавно я начал репетировать в лСатириконе╗
у Константина Райкина пьесу Айрис Мердок лЛюди и снег╗.
Поэтому сейчас в свободное время ползу со страницы на
страницу по ее романам. Конечно, мне не все нравится, но тем
не менее мне это необходимо для работы.
Ч Г. : Я люблю Набокова. Это мое глубоко обдуманное чувство.
Набокова в России по-настоящему еще не оценили, хотя он в
традиции русской культуры ХХ века занимает одно из
основополагающих мест. К сожалению, автора лЛолиты╗ мало
экранизируют, многие его произведения широкой публике
неизвестны.
Ч Раз вы заговорили о Набокове, то в каком возрасте, на ваш
взгляд, девушка-женщина выглядит наиболее сексуально?
Ч Г. : Если речь идет о любви к женщине, то ее возраст
существенного значения не имеет.
Ч Ф. : Будем откровенны: мы любим своих жен. (Смех).
Ч Что нового в жизни театральной Москвы?
Ч Ф. : Сейчас публика ломится на лЧерного монаха╗ с Сергеем
Маковецким.
Спектакль идет в ТЮЗе. В этой постановке очень интересно
решено пространство спектакля. Зрители сидят на балконе
буквой лП╗, всего человек пятьдесят. А актеры играют в
центре этого каре. За их спинами черная бездна, край. Бездна
являет весь образ спектакля. Потрясающе!
Ч Г. : Если кино в нашей стране переживает не самые лучшие
времена, то театры, как мне кажется, живут неплохо. Много
интересных спектаклей. Это своего рода ренессанс, взрыв. В
Москве бурлит театральная жизнь. Даже в академических
театрах наметился поиск своего лица, изменилась репертуарная
политика. В общем, в столичных театрах можно увидеть много
интересного, нового, неожиданного и порой парадоксального.
Ч Последний вопрос. Каких актеров вы можете назвать своими
учителями?
Ч Ф. : Это сложный вопрос. Я люблю Иннокентия Смоктуновского,
Олега Борисова, Евгения Евстигнеева. Мне нравится играть на
одной сцене с Калягиным, Невинным, Юрским. Это все великие
артисты. Но у меня есть особое пристрастие. Я очень люблю
Сергея Дрейдена из Питера. А из голливудской обоймы мне
симпатичен Роберт де Ниро.
Ч Г. : Люблю актеров гротескного направления. Для меня Чарли
Чаплин Ч это тот человек, которого никто никогда не
превзойдет. Это, однако, не мешает мне с уважением и
трепетом относиться к именам, которые перечислил Саша.
Русские актеры дадут фору любому западному актеру по части
психологизма.
Газета лНаш
вариант╗ (Киров)
Алексей Ульянов, Иван
Глухов
|