"Нельзя плыть по реке уныния вечно"
5 октября
1996 г.
Его дочка в детстве хотела, чтобы папа был художником и
побольше времени проводил дома. Но Александр Феклистов с
ранней юности выбрал себе беспокойную профессию артиста: еще
школьником, а потом плавильщиком завода играл по вечерам в
Театре Вячеслава Спесивцева. О кино, правда, не мечтал после
того, как во время одной из попыток поступить во ВГИК
экзаменаторы попросили улыбнуться и тут же заявили, что для
экрана он не подойдет Ч зубы, мол, кривоваты. С тех пор
Феклистов в кино не улыбается. Однако во многом благодаря
этой неулыбчивости его герои вечно сосредоточенны, чужды
открытым проявлениям чувств, и удивительно интересно следить
за их внутренней жизнью. Главных же ролей у Феклистова в
кино множество: лОтряд╗, лЛучшая дорога нашей жизни╗, лСтранная
история доктора Джекила и мистера Хайда╗, лПлюмбум, или
Опасная игра╗, лШура и Просвирняк╗Е А его потрясающий
сценический Башмачкин, за которого Александр получил
престижный театральный приз как лучший актер сезона!
Ч АЛЕКСАНДР, вы сейчас в труппе МХАТа, но ваш успех связан
со спектаклями неких независимых трупп: когда-то по подвалам
с Романом Козаком вы играли лЭмигрантов╗ Мрожека, потом на
разных нетеатральных площадках Ч свои версии жизни балетного
артиста Нижинского и гоголевского Акакия Акакиевича. Почему
тянет лна сторону╗?
Ч Когда я начал работать во МХАТе, мне очень нравилась
труппа (сейчас, к сожалению, многие уже на том свете Ч и
Олег Борисов, и Смоктуновский, и Богатырев). Но я почти
ничего не играл там. Олег Николаевич Ефремов, у которого на
курсе в школе-студии МХАТ я учился, чему очень рад, так
раскладывает роли, что занимает в основном в своих
спектаклях актеров своего поколения. У них общие идеи, общие
проблемы. Поэтому пока дождешься своей роли Ч пройдут века и
ты старик. Ну куда это годится! Поэтому мы пытались сделать
что-то самостоятельно, чтобы как-то выжить творчески, не
ощущать себя пылинками во МХАТе. И сейчас я, кстати, не в
труппе МХАТа, просто играю там один спектакль Ч лЛюбовь в
Крыму╗. А так я Ч свободный художник.
Ч Идет ли сейчас ваш спектакль лN╗ о Нижинском?
Ч Нет. Мы играем по западной системе антрепризы. Готовя
спектакль, работаем по 8Ц10 часов в день. Потом выпускаем, и
он идет каждый день. лНижинского╗ мы сыграли 35 раз: если
брать нормальный репертуар государственного театра, то
примерно столько раз любой спектакль повторяется на
протяжении сезона.
Ч Не жалко все же, что спектакль, в который вложены силы и
душа, перестает существовать?
Ч Жалко. Но, с другой стороны, существует какая-то первая
энергия, которая, как правило, в какой-то момент кончается,
и тогда можно переставать уже играть любой спектакль. Когда
в государственном театре спектакль начинает идти 2Ц3 раза в
месяц, он, еще не родившись, умирает. Это ужасно обидно. А
здесь спектакль встает на ноги, на наших глазах день ото дня
растет, приобретает крепкую форму и эта форма начинает даже
помогать содержанию. И энергичные плотные репетиции тоже
важны. Ведь в обычном театре артисты приходят к 11 часам,
пьют кофе, репетируют часов до двух, потом пауза, вечером
играют совершенно другой спектакль. И все наработанное на
репетиции уходит, растворяется Ч скорее, в буфете, чем в
воздухе. Так может проходить месяцами. Все теряется по
дорогеЕ
Ч Не так давно вы появились в небольших ролях в фильмах лПодмосковные
вечера╗ Валерия Тодоровского и лГод собаки╗ Семена Арановича.
Чем привлекли те лнеглавные╗ персонажи?
Ч Во-первых, у всех актеров подсознательно сидит страсть к
лицедейству, желание лвыйти из себя╗, превратиться в другого
человека, дать негодяю по морде, в то время как в жизни ты
не можешь этого сделатьЕ
Ч Вы не можете, даже играя таких уверенных в себе людей?
Ч Не знаю, давно никому не давал. Но это из области ночных
страхов или соблазнов, которые есть у всех, возможность
выразить в живую то, о чем мечтается, Ч как бы это было
сладко! Преодолеть свои комплексы и стать смелым, если ты
слабый и трусливый, или стать слабым и беззащитным, если ты
смелый и сильный.
Ч В лГоде собаки╗ вы играете мародера, действующего в
радиоактивной зонеЕ
Ч Я старался играть его достаточно загнанным человеком. Это
обычный российский мужик, учитель истории, который в силу
обстоятельств, свалившихся на страну, вынужден стать лсталкером╗:
тайно ходить с приятелями в зараженную зону, набирать там
продукты и продавать их, чтобы как-то выжить со своей такой
же многочисленной, как у меня Ч семьей.
Ч А если бы у вас в жизни такая ситуация сложилась, как бы
вы поступили?
Ч Бог его знает. Когда уже нечего жрать детям, тут уже
поздно к кому-либо претензии предъявлять: ты поступаешь или
так, или иначе. Я параллельно преподавал в школе-студии МХАТ
Ч с ребятами. Заниматься очень интересно, хотя денег особых,
конечно, этим не заработаешь. А порой подрабатываю на своей
машине. Что-то куда-то перевожу, когда есть два-три дня
свободные. А куда деваться?
Ч В кино что-то у вас сейчас есть?
Ч Только что сыграл священника в сериале по Н. Лескову лНа
ножах╗ и снимаюсь в роли одного из ближайших помощников
сыщика Кашко в телесериале Владимира Аленникова лКороли
российского сыска╗. Главную роль Ч человека удивительной
судьбы, который возглавлял когда-то наш имперский сыск,
доведя раскрываемость преступлений до 94%, играет Армен
Борисович Джигарханян. С ним интересно работать, но он так
занят в театре, что мы то и дело вынуждены делать паузы.
Обещает прилететь с гастролей в такой-то день, а появляется
только через три, причем назавтра должен опять улетать. Так
что держит нас лв черном теле╗.
Ч Сколько у вас детей?
Ч Трое. Старший уже студент.
Ч А хобби есть?
Ч Недавно появилось два хобби. Одно Ч увлечение старыми
фотографиями. Ищу какие-то открытки, старые альбомы Ч мне
очень интересно всматриваться в лица людей другой эпохи,
погружаться в их быт. Это чем-то напоминает детство. А
второеЕ Позапрошлым летом я мучился с подбором какого-то
литературного материала, была пауза Ч и в театре, и в
преподавании, я мучился на даче, были всякие сомнения. И
вдруг нам подарили старый развалившийся шкаф, который я с
помощью моего пожилого соседа дяди Миши вдруг стал
реставрировать. Своими руками. Так увлекся, что на две с
половиной недели отвлекся от своих сомнений, душа пришла в
гармонию с собой.
Ч А как ваша жена относится к тому, что вы подрабатываете
шоферским трудом?
Ч Сама она занимается бизнесом, с пониманием относится к
трудностям, которые сопутствуют моей профессии. В
сегодняшней жизни надо приспосабливаться к переменам. Больно
видеть людей, которые нищенствуют. Мне кажется, нельзя плыть
по реке уныния вечно. Поэтому надо ломать какие-то
устоявшиеся представления. Для всего мира это нормально,
когда актер работает параллельно официантом, продавцом,
шофером. Надо привыкать к новым условиям. Я немножко шалею
от этой жизни, но мне всегда было скучно заниматься
актерством в отрыве от реальности жизни. Хочется найти
созвучный себе материал и пустить себя в эту реку жизни
опять.
Газета лПодмосковные
известия╗
Алла Смехова, Петр
Черняев
|