"Как-то едем мы
в пролетке со Станиславским"
21 октября
1994 г.
Ч Саша, вы не могли бы объяснить, отчего некоторые граждане
в актеры поступают? Может, вас, например, одноклассники
доставали, может дразнили лФеклой╗Е
Ч Е ну, естественно.
Ч Е и вы решили доказать, что необыкновенно талантливы и
вполне годитесь в народные любимцы?
Ч Никакими фрейдистскими отмотками порадовать вас не могу.
Это просто биологическая потребность Ч становиться кем-то
иным, погружаться в иную жизнь, другое время. Я не в
состоянии объяснить причин, правда.
Ч Причем, эта потребность проявилась довольно рано: вы ведь
еще школьником к Спесивцеву подались.
Ч А прежде кукольным театром занимался. Это все события
какого-то безотчетного детства, и никаких мотиваций, вроде
той, что мне нравится нести в искусстве бремя проблем
выпавших на долю моего поколения Ч их нет.
Ч Итак, в театре Спесивцева вы много играли, а потом вдруг
ушли, потому что у вас отняли обещанный вас спектакль. Что
это была за пьеса? И часто ли вас с тех пор обманывали?
Ч Театр дружил с Алексиным; я, кстати, был занят в
знаменитом тогда спектакле лНе больно?╗ по его повести. А
другая повесть, которую собирался ставить сам, называлась лОчень
страшная история╗. Мне хотелось работать с малышами Ч со
студией младших ребятишек. Мы сделали исценировку, придумали
декорацию, но потом все сорвалось.
Обманивали? Да, достаточно часто. Уже привык.
Ч Как, например, вас можно обмануть?
Ч Ну как? Можно позвать на роль, а потом не позвонить больше
никогда. Обычное дело.
Ч А как вас сейчас кажется, Спесивцев был шарлатаном? (Собственно,
почему лбыл╗?)
Ч Нет, я бы так не сказал. По-моему, он был очень сильным
постановщиком Ч не режиссером, а именно постановщиком. Умел
лихо пидумывать спектали, организовывать пространство. До
сих пор у нас никто так не умеет.
Ч Не были ли его находки заимствованы из западного
театрального опыта, не известного широкой публике?
Ч Этого я не знаю. Но поскольку он пришел с Таганки, то,
естественно, немало взял у Любимого. И тем не менее, в его
спектаклях было много свежего, мне кажется. Другое дело, что
он совершенно не умел работать с актером.
Ч В одном и том же году вы сыгарли сугубо реалистическую
роль комсомольского вожака в сериале про БАМ и чудовищного,
гротескового мистера Хайда в лСтранной истории доктора
Джекила и мистера Хайда╗Е
Ч Мистер Хайд был годом позже. А в телефильме про БАМ играл
не вожака, а просто бригадира строителей. Фильм получился, в
общем, не проститутский. Хотя, строго говоря, нормальному
человеку к этой теме вообще не стоило прикасаться.
Ч Зачем же вы прикоснулись? Из любопытства, из
профессиональной жадности, из всеядности, быть может?
Ч Я хотел начать сниматься. И впервые в жизни меня утвердили
на два фильма: лБатальоны просят огня╗ и лГлавную дорогу╗.
Тогда ведь снимали только про БАМ да про войну. А если
экранизировали какого-нибудь Чехова, то шла в ход
неоднократно опробованная колода звезд. Вариантов-то не было.
Ч Скажите, зачем вам нужна преподавательская работа в
Школе-студии? Не думаю, чтоб она приносила сколько-нибудь
существенный доход семье, где растут трое детей.
Ч Ну да. 35 тысяч в месяц. Но дело, конечно, не в них.
Просто я все время убегаю от собственной профессии.
Ч Отчего же вам неймется?
Ч Скучно. И режиссеров, в сущности, нет. Поэтому ищешь
какие-то альтернативные варианты. Того же лНижинского╗ мы
делали сами. лБашмачкина╗ Ч тоже.
Ч А вы довольны лБашмачкиным╗?
Ч Бог его знает. Трудно сказать.
Ч У меня было от спектакля странное ощущение, что я
рассматриваю затейливую, виртуозно отделанную табакерку, что
ли. НоЕ может быть Ч чересчур виртуозно? То есть, все
понятно: вы любите работать с предметами, обживать
пространство. И замечательно это умеете. Но кажется, что
спектакль сделан для того, чтобы всем этим насладиться.
Ч Ну не знаю, результат Ч это одноЕ
Ч Е а вы работаете ради процесса?
Ч Нет, не только. Мне однажды приснился Господь Бог, который
сказалЕ Смешно, да? Но мне вообще снятся занятные сюжеты.
Как-то раз обходной лист у Горбачева подписывал, Раиса
Максимовна в приемной со мной разговаривалаЕ
Ч И что она вам сказала? (Потом к Господу Богу вернемся.)
Ч Некая Маша, ее подружка, все твердила: лРая, ну неужели
пленум ничего не может решить?╗ А Рая отвечала с
неподражаемой интонацией: лМаша, какой пленум? Какой пленум,
Маша?!!╗
А в другой раз мы ехали в пролетке со Станиславским. Нет,
наверное, в конке. В общем, в таком крытом экипаже с рядами
сидений, как в фильме лПышка╗.
Я его и в жизни как-то встретил. Не подумайте только, что я
сумасшедший. Было так. Мы бродили с одной девушкой старыми
московскими переулками. Очень давно. И вышли на пожилого
человека, который стоял в полутемном дворе. Седой старик в
старомодном пальто, чуть ли не в пенсне. Казалось, перед
нами фантом. Или это кино какое-то. Я спросил: лВы знаете,
на кого вы похожи?╗ Он говорит: лНа кого?╗ Ч и улыбается. То
есть, он-то знает, что он Ч Станиславский. лНа
Станиславского╗. Тогда спросил он: лА вы Ч знаете, на кого?╗
Ч лНа кого?╗ -лНа влюбленных╗. Тут вдруг откуда-то выскочил
совершенно булгаковский человек Ч кошмар с желтыми
отворотами Ч и говорит: лНу что, возьмем?╗ Сейчас, думаю,
скажет, что портвейну, мол. А он и отвечает: лНобелевскую
премию-то возьмем?╗ В общем, надо понимать так, что мы ж
такие здесь ребята подобрались, так щас все вместе как-то ее
и возьмем!
Ч Потрясающе. Это готовый рассказ. Не записываете?
Ч Пишу чего-то там. Новеллы, одним словом.
Ч Да, но вы начали рассказывать, как Господь Бог вам во сне
сообщил что-то существенное.
Ч Я понимаю, что это немножко нелепо: Господь БогЕ во снеЕ
НоЕ Он мне сказал, что надо трудиться в алтаре. Я и сам
чувствую, что так должно быть. Вот работа над лБашмачкиным╗
была работой в алтаре. Ну не мог я там наврать. Поэтому
результат, реакция мне важны меньше, чем кусок жизни,
который был полноценно прожит. Жаль, не хватило, наверное,
драматургического или режиссерского опыта. К тому же
постепенно выяснилось, что мы совершенно не сходимся в
эстетических параметрах с режиссером. Но все равноЕ
Ч Что-то вы ни с кем не можете сработаться, кроме Мирзоева.
На лНижинском╗, кажется, три режиссера поменялось, а
спектакль так и вышел безотцовщиной. Может, вы с Меньшиковым
такие капризные премьеры, что на вас и не угодишь?
Ч Я опасался такого слуха, но он не возник. Видит Бог, это
было не так. Действительно, на лНижинском╗ с нами работали
один за другим три режиссера. При этом мы никого не лсожрали╗,
расставались по разным причинам, но нормально, без дележа
рваных тапочек. На каком-то этапе, отчаявшись, чуть не
бросили спектакль. Был момент, когда нас обманул редактор лАргументов
и фактов╗ Старков: обещал зал и не дал. (Именно в этот
казаковский круглый зал, расположенный сейчас в помещении лАргументовЕ╗,
по преданию, приезжала Наташа Ростова на свой первый бал.) А
у нас уже все мизансцены были рассчитаны на круглое
помещение. В общем, много чего было. В конце концов,
озлившись на все и вся, мы взяли и за три недели сделали
спектакль сами.
Ч Вы переиграли множество разнообразных злодеев. Ясно, что
не только из себя их вынимали, но и брали из лсреды обитания╗.
Кто был самым страшным человеком, с которым вы пересекались?
Ч Думаю, я сам. Это не просто эффектная фраза. Мысли,
фантазии, которые возникают в сознании каждого человека,
бывают порой ужасающими. Допустим, когда ребенок орет первые
два месяца, его хочется удушить. Казалось бы, как такое
может прийти в голову? Но ведь приходит.
Ч У Фасбиндера есть сцена, где мать, запертая с непрерывно
орущим младенцем, через сутки приходит в состояние
невменяемости и душит его подушкойЕ Но давайте лучше о
чем-нибудь светлом и по возможности жизнеутверждающем. О
любви, например. Среди ваших персонажей Ч и монстры, и
стукачи, и работяги, и военные. Нет только влюбленных. Не
решаетесь вступать в пространство любви?
Ч Во-первых, не дают. А во-вторых, я пытался сделать это в лМаскараде╗.
Кстати, вы думаете, почему я такой такой брито-лысый? Потому
что мне клеят накладку на макушке: снимаюсь в роли
Александра Сергеевича Грибоедова у Тамары Павлюченко. Фильм
будет, в общем, про любовь. Партнерше моей четырнадцать лет.
Честно говоря, пока не понимаю, как играть любовь с таким
юным человеком. Привыкаем друг к другу. лПро любовь╗ есть
еще один проект, русско-немецкий. Это лАнтоний и Клеопатра╗.
Ч Вы как-то обронили, что не любите прямого контакта с залом.
Означает ли это, что зритель вас не интересует, вы работаете
только для себя?
Ч Одно из другого совсем не вытекает. Дело в том, что я
никогда не любил работать на большой сцене. Мне нравятся
подробности, а там они не имеют значения. Я проверял
несколько раз: никто ничего не замечает! Правильно, правдиво
ты себя чувствуешь или нет Ч зал не улавливает. Пространство
застроено грамотно Ч ну и ладно, все в порядке. А в
маленьком помещении Ч там даже если с формой все
благополучно, без содержания не обойтись, обязательно надо
играть кишками.
Поскольку человек я не совсем уже молодой, то успел еще
схватить, усвоить любовь к сценической традиции, к настоящей
мысли, вкус к хорошей литературе. А нынешнему зрителю не
очень-то все это и нужно, он избалован посторонними театру
вещами и хочет хэппенинга, каких-то искр от названия, имени
автора, состава исполнителей, от того, в каком помещении все
происходит. Если говорить прямо, для меня мир складывается
из моих друзей, я хочу работать для людей своего круга.
Остальное Ч как получится: если кто-то еще пристроится к
этому кругу, то, конечно, хорошо.
К тому же я не сторонник бесконечных отражений в
классических пьесах, скажем так. Есть люди, готовые смотреть
лЧайку╗ сто раз в различных вариантах. А я не могу. Хочется
чего-то свежего.
Ч Зачем же вы тогда в лЖенитьбе╗ поучаствовали? Сколько уже
было интерпретацийЕ
Ч Просто помогал другу, который приехал в Москву после пяти
лет отсутствия. Опять же Гоголь Ч грех не поучаствовать.
Ч Гоголь вам приятнее Чехова, так надо понимать?
Ч Да. Значительно. Но я хочу закончить тему. Почему-то в
каком-нибудь Париже Ч что ни новый гвоздь сезона, то
экранизация или инсценировка никому не известного прежде
романа. А у нас что ни сезон Ч одно и то же: лЧайка╗,
лИванов╗, лЖенитьба╗.
Ну поставил Захаров сейчас лЧайку╗. У него Чурикова,
Янковский. Ему бы взять, да с такими актерами сделать
какую-то интересную незаезженную пьесу, на них ведь и без
лЧайки╗ пойдут. А он этой возможности не использует. Жалко.
Ч Знаете, я очень огорчилась, когда вы в одном интервью
сказали: лУ меня нет внутренней потребности играть. Я могу и
другим заниматься╗. Но раз уж сказали, почему не занялись?
Ч Так и знаимаюсь. Преподаю. Делал лБашмачкина╗, а не только
в нем играл, лНижинского╗, лГодо╗.
Ч То есть, вы не имели в виду уход в не сопряженную с
театром сферу?
Ч Нет, не имел. Хотя этим летом и шоферским трудом
занимался, пакеты от фирмы возил. Надо же как-то
зарабатывать, если у тебя пауза в ролях, пауза в деньгах. На
Западе все драматические артисты, если они не кинозвезды,
работают в каникулы официантами. Это нормально.
Ч Нет ли у вас ощущения, что вы чего-то не успели? Может,
сейчас самое время какую-нибудь солидную роль сыграть: не то
Ричарда III, не то князя Мышкина?
Ч Не успел? Такого ощущения нет. А что касается лсолидной
роли╗, я об этом сто раз уже говорил: я лишен предрассудков
по поводу необходимости появления в больших ролях. От
Гамлета дважды отказывался. Мне важнее участвовать в
интересных проектах, инициировать сумасшедшие идеи, а не
тешить свое самолюбие. Я могу восьмого охранника играть в
неординарном проекте. Сейчас вот хочу снять документальный
фильм.
Ч Это вас Мирзоев заразил? Он ведь, кажется, снимает
потомков бывших дворян, которые навещают свои разоренные
фамильные гнезда.
Ч Нет, не Мирзоев. Меня заразили другие люди. Я посмотрел
несколько документальых картин на Выборгском фестивале,
среди них две отличыне работы Пелешяна. (Это друг
Параджанова, он молчал девять лет.) А от лЛадоней╗ Артура
Аристакисяна вообще осталось стойкое ощущение встречи с
гением. Правда. Такое редко в жизни бывает, можно по пальцам
перечесть.
Ч И все-таки. Чем закончилась история с Соловьевым, с ролью
Левина в лАнне Карениной╗?
Ч Ничем. Он просто не снимает. Денег нет.
Ч Но зачем-то показал пробы по телевидению. Ваша Ч очень
хорошая, Мамонова Ч замечательная. А два Каренина Ч Филатов
с Янковским Ч так себе. Янковский сидел в раззолоченном
мундире, как водолаз в скафандре.
Ч Я не видел, но Мамонов сказал: лТолько у нас с тобой
хорошо получилось╗. Нет, вот как раз эту роль хотелось бы
сыграть.
Да, в общем-то, и роман хороший. (Смеется.)
Газета лСегодня╗
Татьяна
Рассказова
|