День твой, однако, приходит,
Буржуй!
17 марта 2000 г.
Стране, население которой бедствует, показали телесериал о
красивой жизни богатых предпринимателей. Наших, не
заморских. Казалось бы, полная обреченность на трактовку:
мол, мы тут голодаем, работы и зарплаты не имеем, а вы нам
сказки про буржуинов рассказываете. Эх, где наш
Мальчиш-Кибальчиш -- он бы им показал кузькину мать…
Но нет, сериал "День рождения Буржуя" (производство канала
"1+1" и телекомпании "НТВ-Профит", генеральные продюсеры
Александр Роднянский и Игорь Толстунов, режиссер Анатолий
Матешко) побил, кажется, все рейтинговые рекорды -- за 60%
зашкаливало. Непонятно? Отчасти. Хотя, в общем, все
основания были -- если говорить о профессии. Здорово
выстроенная интрига фильма об удачливом бизнесмене Володе
Коваленко, с детдомовских времен носящего прозвище Буржуй
(Валерий Николаев). Он хочет узнать тайну своего рождения,
найти своих родственников, и судьба, в образе ворожеи Тамары
(Татьяна Назарова), дает ему такую наводку. Находятся бабка
Катя (замечательная Валентина Салтовская) и сестра Вера
(Дарья Повереннова), шлюха, но с хорошим, как потом
выясняется, нравственным базисом. Но дальше… Сложнейшие па,
энное количество трупов, чья-то рука, из-за кулис
вычерчивающая все новые пируэты. Буржуй проворачивает
какую-то коммерческую операцию, а параллельно загадочный
Черный человек устраивает одну подлянку за другой.
Закончится все более-менее благополучно: главные герои
останутся живы и даже неразорены, злодей Кудла (Андрей
Смоляков) отправится за океан, а Володя Коваленко постигнет
тайну своего рождения. Она, пожалуй, в том, что есть Родина,
есть круг близких людей (семья, род), а главное --
нравственный закон внутри себя. Издавна это считалось
главной загадкой человеческого бытия: откуда берется? Ответ
прост: а вот отсюда. Где ты родился, там и водицы испил.
Надо жить, прислушиваясь к своему нравственному инстинкту --
нет компаса в жизни вернее.
Мы привыкли соотносить буржуев с чем-то бандитским -- это
если про нашу жизнь. Последняя вообще частенько
представляется в виде некоего кошмара. "День рождения…"
предлагает нам иной образ. Все происходит в Киеве и под
Киевом, но топография не очень конкретизируется. Это просто
наш город, в котором живут вполне цивилизованные и вполне
европейского лада и склада люди. Даже вчерашние бандиты, и
те постепенно приходят к мысли о необходимости нравственной
перестройки: жить надо по правилам, а не по понятиям,
выписанным на рукоятке пистолета. Наивно? Не без того. Но в
этом, думаю, и есть главная причина зрительского успеха. В
состоянии всеобщей тревоги (в картине есть эпизод, когда
некто Петренко, живущий вполне благополучно, уезжает за
бугор: тревожно здесь, воду все каламутят…) так хочется
опереться на людей, которые не по нужде, а по внутренней
необходимости хотят жить честно и чисто. В сериале много
удач -- от актерских до операторских (оператор Василий
Бородин снимал не для "телеящика", а как хорошее полноценное
кино -- на пленке "Кодак"). Замечательный художник Алексей
Левченко выстроил мир, в котором хочется жить, про который
знаешь, что это и сказка романтика, и всамделишная жизнь… Но
главное, повторюсь,-- неподдельное желание авторов
(сценарист Юрий Рогоза) заставить поверить в то, что наши
мечтания о настоящих переменах вполне осуществимы. Немножко
дидактики в лихой интриге -- таков рецепт бесспорного
успеха, который так важен нашему кино, пусть и
телевизионному.
"Сегодня"
Сергей Трымбач |