Буржуй нашего времени
10 апреля 2000 г.
Тоже лишний человек
Новые времена потребовали новых героев и новой
идеологической поддержки. «Новые русские», равно как и
«новые украинцы», нуждались в развенчании устоявшегося
взгляда на них как на носителей пудовых золотых цепей на шее
и килограммовых золотых гаек на растопыренных пальцах.
Поддержка появилась. Чисто и конкретно...
По украинским и российским телеканалам смерчем пронесся
многосерийный фильм из жизни «новых», облеченный в
заманчивую детективную оболочку. Совместный
российско-украинский проект «День рождения Буржуя».
Что же заставило меня, сомнительного поклонника детективов и
еще более последовательного сериалоненавистника, вычеркнуть
из собственной жизни 15 часов?
Вначале было не слово, но лицо, оказавшееся лицом
исполнителя главной роли Валерия Николаева. В описываемом
проекте актеру надлежало сыграть преуспевающего бизнесмена с
заурядной для украинца фамилией Коваленко и знаковым для
россиянина именем Владимир Владимирович. Имеющий, согласно
сценарным репликам, «прикид на штуку баксов»,
миллионер-детдомовец тем не менее не оторвался от народа, а,
напротив, все свое экранное время и деньги тратит на
облагодетельствование своих липовых родственников, которых
ему зачем-то подсовывает отрицательный миллионер с
художественно-садистскими наклонностями и неряшливой
фамилией Кудла в исполнении Андрея Смолякова.
«Черный» и «белый» лебеди современного бизнеса реально
противопоставлены друг другу только за несколько минут до
окончания сериала. А вообще они — партнеры, милые ребята,
совершают какие-то не постижимые для средних телезрительских
умов сделки, причем вроде без криминала. Играть обоим
буржуям в сериале явно нечего.
До конца фильма так и непонятно, с какой целью нехороший
Кудла столь изысканно пакостил добродушному Буржую, зачем
укокошил столько хороших и не очень хороших действующих лиц:
то ли ради наживы, то ли от любви к одной и той же женщине,
то ли просто для развития сюжета.
Кстати, о женщине. Она действительно хороша собой и,
говорят, чертовски умна, эта Амина Ренатовна. Холодновата
только. Не Снегурочка, скорее Снежная королева. Ирина
Апексимова и не пытается играть свою героиню. Просто ездит,
ходит, сидит, слова говорит, не используя при этом ни
мимическую мускулатуру, ни голосовую модуляцию.
Если бы не вялая страсть постоянно шуршащего обертками и
хрумкающего «Сникерсы» (вот это реклама продукта!) Толстого
(Анатолий Журавлев), милого охранника с интеллектом
детсадовца, и перевоспитавшейся путаны Веры (Дарья
Поверенова), по идейным соображениям ушедшей из большого
секса, почитателей любовных коллизий явно недосчитались бы у
экранов. Затея посреди сериала пустить зрителей по ложному
пути и предположить в Толстом злодея изначально была
обречена на провал — бедняга вряд ли усвоит разницу между
клавишами Enter и Delete, а не то что вскроет замысловатую
программу.
Другое дело Борис (Александр Пороховщиков) — эдакий мудрый
пахан, где-то даже парторг из фильмов соцреализма. Вы
встречали такого в кулуарах и залах Государственной Думы и
Верховной Рады. Он строг, но справедлив. Если нужно —
«замочит», если нужно — спасет.
Мир подонков традиционно для нашего искусства представлен
более профессионально. Сутенер-неудачник Артур в исполнении
Дмитрия Шевченко — может быть, единственный колоритный
персонаж фильма, ну разве еще хитроумный жлоб Гиви в
абсолютно славянской интерпретации Виктора Степанова.
Неискоренимая потребность постсоветского человека в мистике
и шарлатанстве выводит на экран поочередно то гадалку
Тамару, то «целительницу» Марию-Стефанию, то
«нетрадиционного доктора» Нежного. Причем все это на полном
серьезе, в расчете на непритязательность телезрителя.
Ежевечерний показ сериала на украинском телевидении, как
правило, завершался специальной передачей, где принимали
участие создатели фильма. Благодарные зрители купали авторов
и исполнителей в овациях. Телефонные звонки в прямом эфире
носили исключительно восторженный характер. Просмотренное
воспринималось не иначе, как первый шаг к возрождению
украинского кинематографа. Увы. Конформистский заказ на
нового героя нашего времени удовлетворен. Рядовой зритель —
нищий пенсионер и работяга подобно несмышленой рыбке
проглотил вместе с детективной наживкой крючок новой
идеологии. И не оцарапался. Что на очереди?
Между тем на пресс-конференции в Киеве автор сценария Юрий
Рогоза и режиссер-постановщик Анатолий Матешко сообщили, что
уже готов сценарий продолжения «Буржуя».
|
Леонид Таратута |