ПРЕССА: ДРБ

Буржуй нашего времени

10 апреля 2000 г.

Тоже лишний человек

Новые времена потребовали новых героев и новой идеологической поддержки. «Новые русские», равно как и «новые украинцы», нуждались в развенчании устоявшегося взгляда на них как на носителей пудовых золотых цепей на шее и килограммовых золотых гаек на растопыренных пальцах. Поддержка появилась. Чисто и конкретно...

По украинским и российским телеканалам смерчем пронесся многосерийный фильм из жизни «новых», облеченный в заманчивую детективную оболочку. Совместный российско-украинский проект «День рождения Буржуя».
Что же заставило меня, сомнительного поклонника детективов и еще более последовательного сериалоненавистника, вычеркнуть из собственной жизни 15 часов?
Вначале было не слово, но лицо, оказавшееся лицом исполнителя главной роли Валерия Николаева. В описываемом проекте актеру надлежало сыграть преуспевающего бизнесмена с заурядной для украинца фамилией Коваленко и знаковым для россиянина именем Владимир Владимирович. Имеющий, согласно сценарным репликам, «прикид на штуку баксов», миллионер-детдомовец тем не менее не оторвался от народа, а, напротив, все свое экранное время и деньги тратит на облагодетельствование своих липовых родственников, которых ему зачем-то подсовывает отрицательный миллионер с художественно-садистскими наклонностями и неряшливой фамилией Кудла в исполнении Андрея Смолякова.
«Черный» и «белый» лебеди современного бизнеса реально противопоставлены друг другу только за несколько минут до окончания сериала. А вообще они — партнеры, милые ребята, совершают какие-то не постижимые для средних телезрительских умов сделки, причем вроде без криминала. Играть обоим буржуям в сериале явно нечего.
До конца фильма так и непонятно, с какой целью нехороший Кудла столь изысканно пакостил добродушному Буржую, зачем укокошил столько хороших и не очень хороших действующих лиц: то ли ради наживы, то ли от любви к одной и той же женщине, то ли просто для развития сюжета.
Кстати, о женщине. Она действительно хороша собой и, говорят, чертовски умна, эта Амина Ренатовна. Холодновата только. Не Снегурочка, скорее Снежная королева. Ирина Апексимова и не пытается играть свою героиню. Просто ездит, ходит, сидит, слова говорит, не используя при этом ни мимическую мускулатуру, ни голосовую модуляцию.
Если бы не вялая страсть постоянно шуршащего обертками и хрумкающего «Сникерсы» (вот это реклама продукта!) Толстого (Анатолий Журавлев), милого охранника с интеллектом детсадовца, и перевоспитавшейся путаны Веры (Дарья Поверенова), по идейным соображениям ушедшей из большого секса, почитателей любовных коллизий явно недосчитались бы у экранов. Затея посреди сериала пустить зрителей по ложному пути и предположить в Толстом злодея изначально была обречена на провал — бедняга вряд ли усвоит разницу между клавишами Enter и Delete, а не то что вскроет замысловатую программу.
Другое дело Борис (Александр Пороховщиков) — эдакий мудрый пахан, где-то даже парторг из фильмов соцреализма. Вы встречали такого в кулуарах и залах Государственной Думы и Верховной Рады. Он строг, но справедлив. Если нужно — «замочит», если нужно — спасет.
Мир подонков традиционно для нашего искусства представлен более профессионально. Сутенер-неудачник Артур в исполнении Дмитрия Шевченко — может быть, единственный колоритный персонаж фильма, ну разве еще хитроумный жлоб Гиви в абсолютно славянской интерпретации Виктора Степанова.
Неискоренимая потребность постсоветского человека в мистике и шарлатанстве выводит на экран поочередно то гадалку Тамару, то «целительницу» Марию-Стефанию, то «нетрадиционного доктора» Нежного. Причем все это на полном серьезе, в расчете на непритязательность телезрителя.
Ежевечерний показ сериала на украинском телевидении, как правило, завершался специальной передачей, где принимали участие создатели фильма. Благодарные зрители купали авторов и исполнителей в овациях. Телефонные звонки в прямом эфире носили исключительно восторженный характер. Просмотренное воспринималось не иначе, как первый шаг к возрождению украинского кинематографа. Увы. Конформистский заказ на нового героя нашего времени удовлетворен. Рядовой зритель — нищий пенсионер и работяга подобно несмышленой рыбке проглотил вместе с детективной наживкой крючок новой идеологии. И не оцарапался. Что на очереди?
Между тем на пресс-конференции в Киеве автор сценария Юрий Рогоза и режиссер-постановщик Анатолий Матешко сообщили, что уже готов сценарий продолжения «Буржуя».

Леонид Таратута

Copyright © Drb-film.narod.ru, . Created by Anastasiart design-project by A. Sochivets. All rights reserved.
Hosted by uCoz