Тайна рождения Буржуя
17 марта
2000 г.
ДО ФИЛЬМА
Наше украинское кино нуждается в успехе. Кинематографистов
унизили, просто растоптали: зритель от них отвернулся,
власть демонстрирует полное пренебрежение. Что тут прикажете
делать? Дедушку Ленина разве что вспоминать Ч лпро важнейшее
из всех искусств╗, да ведь он про агитфильмы говорил. Спрос
на последние и сегодня есть: о Папе, родном и любимом,
можете и вы сочинить экранную песнь, он ее благосклонно
выслушает. Но не более того.
Время от времени возникает слух: сейчас вот появится
нашенское. Такое, что ого- го. Американцы утрутся... Но
как-то не случалось в последние годы настоящих удач.
Полуудачи были. Но и те Ч иных уж нет, а те далече.
Кинопрокат исчез, растворился. А по телевидению односерийный
метраж, да еще в полночный час, проскакивает, аки тень
господина Башмачкина. Ищи-свищи, аукайся с той тенью.
Поэтому рекламную раскрутку телесериала лДень рождения
Буржуя╗ (производство лНТВ-Профит╗ и нашей Студии л1+1╗) я
воспринимал с усмешкой. Ай-яй, великий прозаик и сценарист
Юрий Рогоза Ч чем он удивить может? Видели, слышали: не
удивлял прежде. Анатолий Матешко Ч неплохой режиссер, но
как-то поник в последние годы: не видно, не слышно. Ну,
оператор Василий Бородин Ч хороший, художник Алексей
Левченко Ч так и вовсе замечательный, что из того? Картинка
будет на уровне, и актеры славные, но мало, мало, мало для
настоящего успеха.
Да еще материал вытащили: про буржуинов, про ихнюю
буржуйскую жизнь. Это на фоне-то тотального обнищания народа?
Чужих буржуев он полюбить вполне способен, но своих?
Га-аспада, ну думать же надо! Думать... И, прежде всего,
продюсерам Ч от них де все исходит. От нашего Александра
Роднянского, от энтэвевского Игоря Толстунова. И вроде ж
толковые люди, а такого маху дали.
Словом, априори я был уверен, если не в провале, то в весьма
и весьма скромном потенциале будущего фильма. А тут еще
начало демонстрации сериала совпало с моим возвращением из
Берлина, с международного фестиваля, где я насмотрелся
качественного кино. Невыгодный фон, плохонький стык. Но что
делать Ч смотрим.
ФИЛЬМ
15 серий по 52 минуты каждая. Вдруг оказалось: снимали на
кинопленке, да еще на лКодаке╗. Потому, наверное, и долго
так: обещали ведь еще в прошлом году закончить. Сериалы
снимают нынче гораздо быстрее, и на видео: бац-бац Ч и в
точку, бывает (пример Ч российские лМенты╗, которые народ
полюбил всей душой). Здесь не то Ч с первых же кадров
неожиданно попадаешь не просто в красивую картинку, ты
попадаешь в качественное кино. Не лтелек╗ с его
неряшливостью, случайностью ракурсов... И ритм Ч не
сбивчивая торопливость, а чистый, лвылизанный╗ монтаж, когда
тебя завораживает сам переход от одного плана к другому.
Чудо кино, когда следишь сразу за несколькими лицами
параллельно, когда неуловимая склейка заставляет что- то и в
тебе встряхнуть, подсознательное эмоционально подвинуть.
Ну ладно Ч лКодак╗, монтаж, картина... Про что кино? А про
Буржуя. Это прозвище такое у героя нашего, Владимира
Владимировича Коваленко (Валерий Николаев). Не в честь
Путина, который и. о. Просто он в детдоме вырос Ч сирота без
роду, без племени. Но еще там, в детском доме, получил свое
прозвище. лРаньше других понял силу денег╗, Ч объясняет он
корреспондентке. Деньги могут делать другие деньги Ч видимо,
так.
Теперь Буржуй и вправду буржуй, представитель нарождающегося
класса. Он президент преуспевающей коммерческой компании.
Имеет загородную виллу, на которой и обитает. Заключив союз
с природой Ч вместо бассейна у него пруд, где он и
совокупляется с телом Матушки-Земли. Есть еще рыжий кот,
есть еще желание заполучить в дом любимую женщину Амину (Ирина
Апексимова), работающую рядом с ним в той же фирме. Она
отвечает взаимностью, хотя чувства ее смутны и не всегда
определенны. Ну да, с такой-то биографией на личном фронте.
Еще недавно у нее был другой богатый любовник, некто Кудла (Андрей
Смоляков). Романтический персонаж. Живет во дворце Ч ну,
правда, нечто из времен аристократических. Вышибает в себе
буржуазность? И роман у них с Аминой, судя по всему, был
выстроен на романтических грезах, наполнен чем-то воздушным,
невесомым. Буржуй Ч тот из другого теста, деловитой от
природы женщине он ближе как-то. лЖивет, как часы!╗ Ч
восторгается его ближайший друг, он же и охранник, по
прозвищу Толстый (Анатолий Журавлев).
Часы Ч это размеренность, это механика. В бизнесе
естественный человек не выживет. Хотя у нас бытует
представление о бизнесмене, буржуе как существе разнузданном,
вполне вписывающемся в наш менталитет. Хапанул денежек Ч и
шикует теперь, разбрасывая их горстями. Таким он и рисуется
в анекдотах о лновых русских (украинцах)╗. К тому же не
изуродован интеллектуально Ч детски наивен, простодушен.
Толстый, постоянно жующий лсникерсы╗ и мечтающий о
собственном бизнесе, Ч из таких вот анекдотов. Но не он
настоящий герой нашего романа.
Кстати, сериал и вправду тянет на добротный роман. Множество
персонажей умело сшиты единой сквозной фабулой. Кроме того,
почти по классику Бахтину тут присутствует зона активного
контакта с настоящим, с современным материалом. Порой до
полной узнаваемости лиц. Ну как же не признать в бывшем
борце и тренере Борисе (впечатляющая роль Александра
Пороховщикова) вполне конкретную фигуру из нашей украинской
жизни? Бандит, мафиози, находящийся на пути в праведную
жизнь. В каком- то смысле пионер в этом деле, а потому всем
ребятам пример. Вон же Гиви (Виктор Степанов) на ходу
перековывается. Еще вчера хотел подлянку Буржую сделать, а
сегодня поучает подонистого Артура (Дмитрий Шевченко): жить
надо честно, чтобы не было потом мучительно стыдно за
прожитые годы...
Да, просматривается дидактический каркас, некое моралите.
Однако оно утоплено, растворено в захватывающей интриге.
Кто-то постоянно отслеживает каждый шаг Коваленко Ч тот
живет словно в стеклянном доме. Кто-то ловко выстраивает
интригу: от спиритического сеанса ворожеи Тамары (Татьяна
Назарова), предсказавшей близкое исполнение желания нашего
героя найти родственников (он и находит их Ч сестру Веру,
оказавшуюся обыкновенной шлюхой, а затем Ч вполне примерной
девушкой, и бабу Катю, которую Валентина Салтовская наделила
яркой, колоритной внешностью), к весьма сложным перипетиям,
которые явно не по зубам следователю по особо важным делам
Борихину (Александр Феклистов). В финале все разъясняется:
то был Кудла, из своей слоновьей башни дергавший за ниточки.
Марионетки порой не слушались, приходилось их убирать:
такова се ля ви подобного театра.
Рыцарские доспехи Кудлы оказываются дешевым антуражем.
Настоящий рыцарь в фильме Ч именно Буржуй, Володя Коваленко.
Он живет правильно, вот что. И это оказывается заразительным.
Бизнес может быть и у нас честным. Занимаясь им, вовсе не
обязательно ловчить, обманывать, грабить и убивать. Напротив:
дело только тогда приносит дивиденды, когда в нем
присутствует компонент морали. И деньги Ч они ведь только
средство обрести свободу, обрести свое естество. В высшем
смысле Ч саму Родину и род свой. Заключительный кадр
снайперски точен, венчая развитие магистрального образа
фильма, Ч Буржуй перестает быть буржуином, он теперь в семье,
он прикреплен к родовому целому. Найти пуповину, обнажить
тайну своего рождения, а с этим всем отыскать естественный
базис нового социума. Когда-то Ролан Барт это и показал Ч
как само понятие лбуржуй╗ обескровливается, иссекается при
помощи другого понятия Ч лнации╗. В этом и видится мне
истинная философия фильма: современные лбуржуи╗ просто
обязаны стать частичкой (естественной!) нации, а иначе не
жить им здесь, не вписаться в Национальный Космос.
ПОСЛЕ ФИЛЬМА
Высокие рейтинги лДня рождения Буржуя╗ (зашкаливало за 60%)
уже сами по себе обозначают успех фильма. Весьма
неожиданного, непредсказуемого. Но в чем-то логичного.
Помимо очевидного профессионализма, лихо скроенной фабулы,
истории, за которой следить интересно, здесь присутствует
еще что- то, объясняющее успех.
На мой взгляд, это сам материал Ч нас погружают в
современные реалии, в стремительно текущую жизнь. А главное,
в этой жизни отыскивается нравственный базис. Мораль Ч вот
что необходимо нам, вот на что лклюем╗ здесь. Хватит
упиваться байками про бандитов, бандит должен сидеть в
тюрьме. Эту жизнь должны делать люди с безошибочным
нравственным инстинктом. А еще Ч помнящие о своем роде,
своем народе, которые не абстракция, которые и есть мы,
живущие здесь и теперь. Должны уйти в прошлое времена
бандитские, когда человеческая жизнь оценивается в копейку,
а моральный кодекс строителя капитализма выписан на рукоятке
пистолета. Так хочется идти... в светлое будущее.
Хоть и понимаешь, как это наивно. Но будем верить Ч наш день
рождения еще наступит.
|
Фото Анатолия Медзика
Сергей Тримбач |