Ирина
Апексимова: красивая и смелая! Горькая
женщина
Она
назначила мне встречу во МХАТе, в ресторане при театре.
Других мест не знаю, сказала она, а там удобно, и народу
днем мало. Надо же, подумал я, с театром судится, а в
театральный ресторан ходит. Смелая она девушка, Ирина
Апексимова. Без комплексов.
А почему я должна комплексовать? удивляется в свою
очередь Ирина, здесь столько было выпито, столько
проведено вечеров и просажено денег, что стесняться мне
нечего. Да и с какой стати?
В подробности ее судебной тяжбы со МХАТом вникать я не стал.
Ничего нового. Театр у нас как был, так и остается
крепостным. Особенно который государственный, академический.
Актеры люди подневольные, крепостные главного режиссера. Как
он пожелает, так и будет. Захочет, в звезды вознесет,
захочет, из звезд в 24 часа уволит. И никакие тут заслуги,
звания и выслуга лет в расчет не принимаются. Смеешь
выступать и требовать справедливости? Пиши заявление об
уходе. А сейчас и писать ничего не надо. Просто с тобой не
продлят контракт. И все тут.
С Ириной Апексимовой так и случилось. С 10 января нынешнего
года она уже не артистка МХАТа им. Чехова, а вольный
художник, одинокая гастролерша, странница в поисках чистого
искусства. Играет где хочет и с кем хочет. Снимается на ТВ,
воспитывает дочь, делает ремонт в новой квартире. Летом
собирается репетировать Настасью Филипповну в спектакле,
который будет ставить француз Режис Абади.
Раньше мне казалось, вот уйду из театра, чем стану
заниматься? А теперь ни одного свободного дня.
Она сидит передо мной за столиком. Худенькая бледная
бунтарка в маечке, с голыми плечами, с выстриженной черной
челкой. Пьет быстрыми глотками горячий чай с лимоном и
односложно отвечает на мои вопросы. Она явно куда-то
торопится. И мне невольно приходится подстраиваться под ее
ритм. Нервный ритм пинг-понговых подач: вопросответ, вопросответ...
Без передышки. Пришла работать, значит, будем работать. На
подробности и длинные рассуждения нет ни времени, ни
настроения. Начали с неприятного: не боится ли она, что
после судебных разбирательств с мхатовской администрацией к
ней прилипнет репутация актрисы-скандалистки?
Нет, не боится. А если чего и боится, так это старости,
бедности и одиночества. В общем, того, что полагается
бояться нормальным людям и артисткам тридцати с лишним лет.
Знаете, какой это ужас: приходишь в Дом кино, а там наши
бывшие звезды сидят на продавленных красных диванах. Едят
бутерброды, пьют свой кофе или водку, ведут какие-то
разговоры про Михалкова. Нестарые ведь еще люди, а в глазах
тоска. Работы нет и не предвидится. Денег тоже. И как,
спрашивается, жить, чем жить? Вот это страшно.
А у вас таких периодов никогда не было?
Был.
И как вы из него выходили?
С трудом. В какой-то момент показалось, что мне с этой
профессией надо завязывать. От отчаяния даже попыталась
заняться коммерческой деятельностью создала фирму "Юнион".
Может, слышали ? Что-то в роде актерского агентства. Думала,
если у самой ничего не выходит, может, начать помогать
другим.
Ну и как, помогли?
Надеюсь, что помогла. У нас была собрана картотека на 300
актеров. Правда, в какой-то момент моя личная ситуация стала
меняться. Пошли интересные предложения в кино, на
телевидении. Вернулось ощущение уверенности, что я нужна,
что еще не вечер. В общем, коммерческой деятельностью больше
не занимаюсь. Только искусством. А "Юнион" прекрасно
существует без меня.
Спрашиваю про созданный ею имидж женщины холодной, удачливой,
сильной. Об этой ее новорусской богине, затянутой в кожу от
Gucci и Fendi. Правда ли, что она себя такой видит?
Нет, такой Апексимову впервые увидел Денис Евстигнеев,
подарившей ей в своем дебютном фильме "Лимита" два
запоминающихся эпизода. Там ее накрасили, причесали, одели
во что-то шикарно-фирменное и сказали: иди в кадр, соблазняй
Машкова. Она и соблазнила. Веселым напором, актерским
куражом, этим особым состоянием не то отчаянья, не то ярости,
когда, в сущности, не знаешь, чего делать, но делать что-то
надо, чтобы и товарищей не подвести и самой не выглядеть
дурой. С тех пор ледяная маска бесчувственности будет
скрывать на самом деле застенчивую и неуверенную в себе
женщину, искренне пытающуюся соответствовать избранной роли
и новой жизни. Отсюда ее стиль подчеркнуто деловой,
максимально-строгий и закрытый. Никакой дамской
расплывчатости, ничего недодуманного, случайного.
Черно-белая гамма, подчеркивающая прозрачную белизну кожи.
Минимум косметики. Никаких украшений. Впрочем, посреди
нынешней зимы и всех своих неприятностей Ира вдруг влезла в
красный свитер, да так и не смогла с ним расстаться.
Захотелось согреться чем-то цветным, теплым и ярким. Но это
с ней бывает нечасто. Слабостей она себе почти не позволяет.
За собой их знает только две, в которых сразу и
чистосердечно призналась: любовь к шоппингу и хорошим
сигаретам.
Вы не пробовали избавиться от этой вредной привычки?
Зачем?
Ну, все-таки еще одна зависимость. К тому же, все говорят,
что цвет лица...
Цвет лица я переживу. А вот любая зависимость мне
действительно невыносима. Ненавижу зависеть от чужого
настроения и произвола, от денег, которых всегда не хватает,
от людей, которые врут или все путают, от начальства,
которое хамит, от мужчины, которого люблю... Список этот
можно продолжать бесконечно. Но сигареты занимают в нем
самое последнее место.
Как ей удается поддерживает форму? Никак. По крайней мере,
на данном этапе нет такой необходимости. Она и так худая,
дальше некуда. К тому же в любом фитнесс-клубе она не может
обойтись без публики. Просто качать мышцы скучно,
Апексимовой нужно обязательно это демонстрировать другим.
Без театра какой же кайф?
Как и большинство героев своего первого фильма, она тоже "лимита".
И не то чтобы стесняется своего провинциального одесского
прошлого, но суровая серьезность ее жизненных амбиций не
позволяет ей ни на минуту расслабиться. Она излучает
напряжение. Ей непрерывно надо что-то доказывать окружающим
и себе самой. Что она самая талантливая, самая красивая,
самая ослепительная, что она хозяйка своей судьбы, что она
может все. А когда выясняется, что это далеко не так, она
как будто еще больше леденеет и замыкается в себе. Недаром
на своих лучших фотографиях она иногда становится похожа на
Грету Гарбо. Сходство не только в утонченных чертах лица, но
в какой-то презрительно-печальной отстраненности взгляда и
неулыбающихся губ. Словно она здесь и не здесь, с вами и
где-то еще далеко-далеко. На этом эффекте построены все ее
главные роли в театре: баронесса Штраль ("Маскарад") и
Титания в ("Сон в летнюю ночь").
Впрочем, вполне возможно, для печали и напряжения существуют
и другие резоны. Про своего мужа, актера Валерия Николаева,
давно обосновавшегося в Голливуде, Апексипова говорит с
покровительственной нежностью бывшего наставника,
гордящегося успехами удачливого ученика. Она и не скрывает,
что их одиннадцатилетний брак уже давно стал чем-то вроде
партнерского союза, где за каждым закреплена своя территория,
четко оговорены права и обязанности, неукоснительно
соблюдаются условия.
Вы не боитесь, что эта жизнь врозь, на два дома, а точнее,
даже на два континента, может привести вас к разрыву?
Боюсь.
И ничего не собираетесь предпринять, чтобы этого избежать?
Ничего.
Могу спросить почему?
Потому что я не могу жить в Лос-Анджелесе, в этой большой
деревне, где у меня может быть только одно занятие
загорать целыми днями у бассейна и ждать мужа с работы. Мы
оба пришли к решению, что нам с дочкой лучше ждать его в
Москве. К тому же мне не идет загар.
Получается, что в ситуации выбора карьера или семья вы
выбираете карьеру.
Можно и так сказать. Для меня сегодня важнее всего работа.
А дочь?
Она всегда при мне.
Извините, а как же личное счастье?
Наверное, это прозвучит глупо, но, когда я жила в Одессе,
там для всех женщин пределом мечтаний считалось выйти замуж
за моряка. Потому что он по полгода находится в плаванье,
потому что привозит из-за границы разные шмотки и деньги,
потому что это совсем другой уровень жизни, чем у не моряков.
Ну, в общем, чего тут объяснять? Вот и сейчас я себя
чувствую замужем за моряком. Со стороны, может, это и не
очень похоже на счастье, но в Одессе меня бы поняли.
Каким самым памятным был подарок, который сделал для вас
Валера?
Когда он прилетел в Москву всего на один день из
Лос-Анджелеса на пятилетие нашей дочери. Я тогда жутко на
него обиделась. Представляете, все-таки пять лет
какой-никакой, а юбилей. Кажется, в тот день все позвонили
ее поздравить, кроме, разумеется, родного папаши. Но вдруг
звонок по телефону и знакомый голос спрашивает: "А чего это
ты машину сегодня не помыла?" "Какая машина, кричу я ему в
трубку, твоей дочери пять лет, а ты непонятно где ходишь.
Неужели трудно поздравить ребенка!" "Трудно, прерывает он
мой монолог. Лучше выгляни в окно". (Мы раньше жили на
первом этаже.) Ничего не понимаю, но на всякий случай
отодвигаю занавеску и вижу: Валера стоит прямо у меня под
окнами с мобильным телефоном и смеется. Счастливый, что так
меня разыграл. А на следующий день он должен был лететь уже
обратно.
А сейчас что бы вас больше всего обрадовало?
Много-много денег.
И что бы вы стали с ними делать?
Отдала бы долги. И купила бы себе флакон любимых духов
Mondrian. Они дорогие. Продаются только в одном единственном
месте на земле в гостинице с тем же названием в
Лос-Анджелесе. Перед тем как идти сюда, я ими подушилась.
Слышите запах?
Запах у Mondrian был очень уютный, домашний, сладкий и, как
мне показалось, совсем не подходящий к облику self made
woman.
Горькая-горькая женщина, пахнущая венской булочкой.
Наверное, это я и есть.
http://www.domovoy.ru/arc/Wcce3b9d9a9fa7.htm
Сергей Николаевич
|